" ДИАЛОГ С НЕЗНАКОМКОЙ
ИЛИ О ТОМ,
КТО ЛЮБИТ АРБУЗ, А КТО СВИНОЙ ХРЯЩИК..."

 


Интернет - все-таки одно из величайших достижений человечества. Это поистине "Мир без границ". Что только не вытворяет человечество при его помощи! Продает, покупает, знакомится, влюбляется, занимается сексом, создает памятники и мемориалы по своим умершим четвероногим питомцам, играет в лото и бильярд, да и просто общается... Существование современного человека просто невозможно уже представить без электронной почты и электронной информации.
Ты входишь в Интернет, и уже неважно, где ты живешь - в Америке, в России или на островах Самоа... Поэтому, когда ко мне обратилась с просьбой сделать интервью неизвестная мне журналистка из Казани Галина Зайнуллина, мне показалось, что встретились мы с ней где-нибудь в редакции... Полное ощущение живого разговора, диалога. Только вот лица не увидать.
Так и осталась она Незнакомкой. Чем-то не понравились ей мои ответы, диалоги обострились, и в конце концов она растворилась в интернетовских просторах так же неожиданно, как и появилась...
Но мне стало жаль потраченного на диалоги времени,захотелось дать возможность читателю самому решать - с кем из нас ему соглашаться, а с кем - спорить, и потому я и решила предложить нашу беседу своему родному журналу "Идель".

Майя Валеева, Висконсин, США.

 

Первые вопросы из виртуального пространства казались невинными и очень традиционными.

Галина Зайнуллина: Влияние каких писателей вы испытали, прежде чем начать писать самой? Я вас для себя определила как Софью Радзиевскую для взрослых.

Майя Валеева: В дестве и юности я прочитала огромное количество книг. Просто глотала их, читаю я очень быстро, правда есть одна беда: довольно быстро и забываю. Редко, когда могу рассказать или тем более протицировать произведение. Меня всю жизнь поражают люди, которые цитируют романы и фильиы. И умеют рассказывать анекдоты. Я же ничего не помню...
Прекрасных книг, в том числе и детских, очень и очень много. Наверное все книги, которые мне нравились, оказывали на меня влияние. Мне очень приятно, что моими любимыми книгами, которые я перечитывала по нескольку раз, были книги Софьи Радзиевской и "Тайна реки Злых Духов" Владимира Корчагина. Это объективно прекрасные детские книги. Каково же было мое потрясение, когда я узнала, что эти ПИСАТЕЛИ живут в Казани!!!И мне посчастливилось познакомиться и подружиться с ними.
Мне было 17 лет, когда я переступила порог квартиры Радзиевской. Ей было уже за восемьдесят, но в ясности ума, щедрости ее души, жизнелюбии - она была моложе всех нас! Я, помню, еще тогда подумала - если уж быть старушкой, то именно такой как Софья Борисовна! У меня осталось очень светлое чувство от краткого общения с этим уникальным человеком.Она поверила в мой талант, искренне обрадовалась ему. На общественных началах она стала редактором моей первой книжки "Повесть о черной собаке", которая вышла в 1980 году. А Владимир Владимирович Корчагин был и остается для меня глубоко уважаемым старшим собратом по перу.
Что касается других писателей-анималистов - то это, конечно, Джек Лондон и Сетон-Томпсон, несколько позже - блестящий канадский писатель Фарли Моуэт.Я даже отправила Моуэту в Канаду свою книгу, и он написал мне прекрасное письмо, в котором говорил о том, как тяжел и тернист путь писателя - неважно в какой точке мира... Теперь, когда Канада от меня - в трех часах езды и столь реально туда поехать, позвонить Моуэту, встретиться и поговорить с ним...я боюсь, что я уже опоздала. Уже тогда, лет 15 назад, Моуэт был очень стареньким.
Конечно, не могу не отметить великолепную повесть Троепольского - "Белый Бим Черное Ухо". И редчайшее совпадение: созданный по этой повести фильм ничуть ей не уступает!
Но самый потрясающий писатель-анималист, судьба которого трагична и несправедлива, это Лев Брандт. Он сгинул в сталинских лагерях в тридцатых, и успел, кажется, оставить только одну книгу - "Остров Серафимы", которая была издана в 50-х и кажется, больше не переиздавалась. Но это блестящая книга! Почему так незаслуженно забыт этот писатель?!Его повести о русском рысаке Браслете, о полуволке-полусобаке Пирате, о лебеде Серафиме.... настоящие шедевры. Вот бы Татарское Книжное Издательство переиздало ее!...

Г.З.: Лично для меня в ваших произведениях (мне они нравятся, я сравниваю их с глотком чистой воды) слишком много эмоций. Они замутняют проблему.
Человек виноват перед братьями своими меньшими большей - онтологической
- виной. Когда Адам и Ева потеряли в результате грехопадения райское
состояние, они вовлекли в поток трагического становления животных. И если человек приобретает в ходе его духовный опыт, создает культуру, то для животных всё до обидного бессмысленно. Из века в век они утверждают
только тождество самим себе. Мы не можем отделаться от них тарелкой супа и любовью.

М.В.: Я не считаю, что эмоции могут "замутнить" проблему.Они ее высвечивают. А если важна только проблема - пишите научные труды и статьи. Это как бы вообще другая отрасль.
Да, человек очень и очень виновен перед своими меньшими братьями. Но ни в коем случае никакой не "онтологической" виной! А просто своим хамством, свинством, эгоизмом, глупостью, жадностью и жестокостью, которые он проявляет по отношению к Природе и к животным. Покушаясь на хрупкость природы - он покушается на ее Красоту, на ее Совершенство, а значит, он покушается на Бога, создавшего эту Красоту.
А к грехопадению Адама и Евы животные никакого отношения не имели. (Разве что Диавол явился в облике Змия).В замысел Создателя это не входило: Он создал себе приятную игрушку - Рай на его любимой планете, где вместе с животными бродили Адам и Ева, такие же невинные. Так бы и жили все они там до сих пор, если бы не Дьявол: он устроил так, что Зверь обрел Разум. И с того момента люди стали ближе и к Богу, и к Дьяволу, своей волей определяя: что есть Добро и что - Зло. Конечно, Богу это не понравилось."Игрушка" вышла из-под контроля! Человечеству ведь тоже не нравится, когда компьютер им созданный, начинает дурить и претендовать на самостоятельность!
Я не поняла Вас, что Вы хотите сказать, говоря о том, что "мы не можем отделаться от них тарелкой супа и любовью". Почему мы должны от них отделываться?! А по поводу "духовного опыта и культуры"... Это для нас, людей, кажется очень значимым и важным. А для Создателя - весь наш "духовный опыт" - нечленораздельный лепет младенца. Как говорится, "чем бы дитя не тешилось"...
Пока Адам с Евой бродили голышом по Раю, они были также счастливы, как собаки, львы и олени, их окружавшие. В животных нет врожденного греха и злобы. Нет ненависти, нет жестокости.Они не убивают, чтобы УНИЧТОЖИТЬ. Когда матадор с группой своих приспешников ради развлечения толпы убивает на арене быка - он порождает взаимную ненависть. Когда охотник жестоко ранит зверя - опять-таки он порождает ответную ненависть. Все несчастья и беды животные и Природа терпят лишь от человека. Ибо только от человека в нашем мире исходит Зло.
Если бы животным какой-нибудь шутник подкинул хотя бы капельку Разума... Думаю, у человека не осталось бы никаких шансов на выживание. Возьмем обыкновенную лошадь. Вы когда-нибудь общались близко с лошадью? Какая бесконечная Мощь в ней таится! Да будь у нее Разум, разве она бы позволила так издеваться над собой? Разве бы подчинилась она ничтожному двуногому: ведь лошади стоит только копытом точно двинуть, и человечек - в покойниках. Убогая физиология человека абсолютно несоизмерима с динамикой и энергетикой животных. И разве есть более совершенный летательный аппарат, чем птица?!


Г.З.: Знакомы ли вы с метафизической книгой Даниила Андреева "Роза мира" и
главой, посвященной животным?

М.В.: "Роза мира" - это очень интересная, местами блестящая конструкция, это нечто, находящееся на стыке философии и поэзии. Но если честно, я так и не смогла одолеть эту "Розу" до конца. Несколько раз решительно к ней подступалась (как же, надо же прочитать то, о чем все так восторженно кричат!). Безудержная фантазия, заводящая страстного автора в им же созданные дебри. Красиво...

Г.З.: "Роза мира" не конструкция, это есть уникальный опыт духовидения, дара,
которым награждены немногие. Надеюсь Данте, узревшего картины ада и рая, вы принимаете всерьез?.

М.В.: Нет. Я не могу воспринимать всерьез католические суеверия. Данте, изображая Ад, не внес в Мир ничего, соответствующего Священному писанию. Католическое представление о Аде, Рае и Христианстве - самый глубокий блеф и лицемерие, какие постигли одну из Мировых религий. Если Церковь объявляет себя Государственной, её служители заигрывают с политиками, попы благословляют солдат на убийство - это антихристы. Если католик убивает протестанта и наоборот - значит оба они не Христиане. Я рискую нарваться на дополнительные неприятноти, утверждая, что Православная церковь делает тоже самое, благословляя мальчишек на ратный подвиг против иноверцев в Чечне. .Восстановление райского состояния - это вредный бред, сравнимый с коммунистическим экпериментом в России. Революционеры всех мастей ( включая Ильича и Эдичку Лимонова ) нравственно готовы убить миллионы, чтобы немногим оставшимся, чистым для нового порядка, жилось соответственно Их представлениям о справедливости.


Г.З.: Задача человека, по мнению Даниила Андреева, поднять некоторые виды животных до разумной речи и сознания: "Возникнет новая отрасль знания - зоогогика, то есть педагогика животных. Ибо задача человека - поднять животных до овладения речью и разумно-творческого бытия, ослабить в них хищное начало переводом на растительную пищу..."


М.В.: Это точно Андреев, не Лысенко ли?! При всем моем уважении к Даниилу Андрееву я совершенно с ним не согласна.
Человек сам был вытащен из животного царства, и ему было ДАНО сознание, он не был Творцом своего Сознания, уж куда ему... Опять покушается на дела Создателя?!
Думаю, что у человека совершенно другая задача: прежде всего поднять самого себя до максимального уровня совершенства во всех сферах. И при этом - бережно сохранить это потрясающиее Чудо - живой мир планеты Земля.
Неужели больше человеку нечем занятться, как только переводить хищников на растительную пищу?! Да уж! Не стоит ждать милостей от Природы. Надо обзоогодить ее изо всех сил. Смичуринить морковоядных гепардов, а агнцы будут соседствовать со львами, и у последних не возникнет плотоядного слюноотделения. Все силы лингвистов на обучение тамбовского волка миролюбивому татарскому языку!


Г.З.: Напрасно вы смеетесь на идеей выведения морковоядных гепардов. Пока вы хохочете, в мире успешно проделывается обратный черномагический эксперимент. Травоядных на фермах подкармливают мясо-костной мукой, делают из них хищников, отсюда и возникновение коровьего бешенства.

М.В.: Интересная теория! Прямо-таки драгоценный сюжет. Можно я использую его в новом рассказе?
До сих пор нет точного ответа на причины возникновения коровьего бешенства. А вот прямой беломагический эксперимент установил, что мягкий перевод львов на подножный корм, позволяет зоопарку сэкономить до 500 долларов в месяц, в течении которого животное благополучно перемещается в лучший Мир. Не требуется никаких электрошоков, значительная экономия. С другой стороны становится выгодно кормить домашних кур львино- костно-мясной мукой. Это позволяет держать кур без ограды, поскольку они становятся достаточно агрессивными, чтобы постоять за себя. Даже если на птичий двор забредет захудалый лев. Я ему не завидую.


Г.З.: Есть попытки сделать человека каннибалом. Публицист Воробьевский писал о проекте выпуска жвачки с абортивным материалом. На инъекциях, сделанных из человеческих зародышей , давно омолаживаются богатые мира сего. Ельцин вон ходит бодрый, как огурчик.

М.В.: Практичные американцы используют не только зародыши, но и крайнюю плоть младенцев, которую они в массовых количествах отсекают в гигиенических целях. Говорят, хорошая косметика получается. В американской прессе мелькали материалы из России о том, что Ельцин и Горбачев в целях личной безопасности сменили пол, используя абортивный материал американских даунисток. Так омолаживаются активные каннибалы мира сего. Правда, не все напоминают огурчики, Горбачев, например, скорее напоминает краснодарскую тыквочку.


Г.З.: Кстати, Д. Андреев тоже считал хищных животных
оскверненными Гагтунгром, демонической сущностью, при создании нашего мира. Оскверненными законом взаимного пожирания. Оставшаяся же нехищная часть, в его книге, определяется как обреченная на прозябание в непрерывном бегстве и утаивании.Я согласна. Долг человека - вывести животных из-под власти этого закона. Иначе получается абсурд: кормить волчицу Еву мясом коровы Люсьены или лошади Зобары.

М.В.: Демонизация животных - вот в чем абсурд! Какой-то там Гагтунгр??? Ах, взаимопожирание?! А зачем тогда существует Черное и Белое, День и Ночь, Холод и Жара, Мокрое и Сухое...Жизнь и Смерть, наконец?! (ряд можно продолжать бесконечно...)
Что же, тогда добренький и гуманный человечек, так озабоченный "Идеей оскверненности органической жизни законом взаимопожирания" до сих пор не может перейти к тотальному вегетарианству?! А наоборот - жрет, жрет, жрет, и все ему мало... А тут Андреев собрался львов на морковь переводить...
Задача человека в отношении животных только одна: дать возможность им жить, а не погибать. Постараться не превратить прекрасную планету Земля в зловонную помойку. Не хочется вспоминать штампы о десятках и сотнях видах птиц и зверей, навсегда исчезнувших с лица Земли по вине человека...
А еще задача Человека в том, чтобы попытаться найти ОБЩИЙ язык между НИМИ и НАМИ... Попытаться помочь всем людям ПОНЯТЬ ИХ. Может быть, в этом я вижу свою Миссию. Может быть, именно эту миссию выполняли и выполняют все писатели и художники - АНИМАЛИСТЫ.
А насчет того, что волчица Ева поедает мясо коровы Люсьены - это чистой воды эклектика.Я одинаково отношусь ко всем своим зоогероям, кто бы они ни были: волки, коровы, люди...
И в добавление к сказанному, немного азбучной истины: американцы в прошлом успешно истребили практически всех волков на своей территории. Де, кушали, они, гады, бедных и беззащитных оленей и маралов! Теперь не знают, что и делать...от расплодившихся оленей. Только в штате Висконсин, где я живу, их полтора миллиона!Из них около 350 тысяч ежегодно гибнет на дорогах от столкновений с автомобилями. Нет ни одного дня, чтобы едучи по дорогам, не увидать хотя бы одного сбитого оленя. Они создают настоящую опасную обстановку на дорогах. Мой сын Ренат, пытаясь не задавить выскочившего на дорогу оленя, направил машину в кювет. Слава Богу, сам не пострадал. И олень жив остался. Ну а старенький "Понтиак" приказал долго жить и отправился на свалку.
В последнее время пришла новая беда: какая-то заразная болезнь,появившаяся у оленей, которая передается, если съесть мясо и довольно опасная для человека. Теперь уже серьезно подумывают о реинтродукции волка обратно в Висконсин, да вот только где они будут жить: кругом поля и фермы...
Важность хищников в животном сообществе - давно доказанная истина. Даже смешно подвергать ее слезливому сомнению.


Г.З.: Перпендикулярная точка зрения на животных в исламе. Он не
приветствует проживание их в человеческом жилище. "В доме, где живет собака, не поселяются ангелы" - одна из норм. Ваш комментарий.

М.В.: В Исламе есть много другого гораздо более мудрого и достойного внимания, чем эта фраза. Люди, которые равнодушны к животным или их не любят - мне вообще не интересны, и даже неприятны. Это очень нехороший признак - если человек равнодушен к Природе. Значит, с душой его что-то не в порядке. И неважно при этом, кто он - мусульманин, православный, иудей, мормон, лютеранин, атеист... Перефразируя Вами приведенную цитату, я бы сказала так: в доме, где нет собаки, поселяются демоны... Одна современная американская журналистка Judy Will сказала: "He who kicks a dog, kicks his own soul towards hell"(Тот, кто пинает собаку, пинает в Ад свою собственную душу). И я совершенно с ней согласна.

Г.З.: Нельзя ли поконкретнее насчет ислама? Может быть, отметить бережный подход к умервщлению животных, идущих в пищу? С молитвой, разворотом в сторону Мекки, с очень острым ножом, убивающим без мучений, мгновенно.

М.В.: Людоеды с острова Таити, по свидетельствам "очевидцев" ( мир их праху,) утверждают, что аборигены были достаточно гуманны, чтобы использовать ТЯЖЁЛУЮ дубину для быстрого убиения своих жертв.
Мне просто нравятся многие суры Корана. Они очень глубоки по смыслу и поэтичны. Зачем я с вами буду обсуждать Ислам? Чтобы над нами посмеялись люди, которые действительно очень глубоко в это верят и в нем разбираются?
А насчет "дарения жертвам охоты легкой смерти" мусульманам следует поучиться у индейцев. Они заранее просили прощения за убитую на охоте добычу, затем добросовестно оплакивали каждую убитую тварь, а когда для них необходимость в охоте отпала, они перестали охотиться. В отличие от белых.

Г.З.: Вашу фразу "В доме, где нет собаки, поселяются демоны" писать в РТ нельзя, если вы заботитесь о своей и вашего отца репутации.

М.В.: Эту фразу нужно понимать не буквально . Дело не в собаке как таковой - это может быть Лев, и даже не животное, и не в квартире - это может быть Душа человека или весь Мир. Эта фраза не про Ислам, а про то, как человек относится ко всему живому. Если в его "доме" - его Душе нет места состраданию к живому - там найдется место всякой нежити - искуственным философским конструкциям, всякого рода "демонам"; эти "питомцы" любят селиться в духовных пустотах.

Г.З.: Любой туристической группе на Алтае инструктор делает перед пешеходной частью маршрута внушение: не кормить собак алтайцев, иначе они их сразу пристрелят на ваших глазах. У этого народа собаки обязаны сами добывать себе пропитание. Что по этому поводу скажет американская журналистка Джуди Вил?

М.В.: Спросите у Джуди. .Я не владею чужой совестью и могу отвечать только за свою. Что касается моего личного опыта, я знаю нескольких алтайцев. Двое из них - сокольники. Они держат соколов и собак. Они - страстные охотники, но ничего похожего, на вами описанное, за ними не наблюдается. Доверять впечатлениям, полученным от официальной, организованной туристической поездки не стоит. Ибо все восприятие народов или стран, или их культуры в устах туристического гида предстает заклишированным и пошлым. Хотите узнать, как живут алтайцы (китайцы, туземцы, немцы и пр....) на самом деле - поезжайте сами по себе, а не как "огранизованный" турист. И вам откроется совсем другое.
Всякий здравомыслящий хозяин приучает собак не брать пищу от незнакомцев, как бы соблазнительна она не была. Не учили ли вы своих детей тому же? Если очень постараться, можно, наверное, найти сумасшедших алтайцев, русских, эфиопов, китайцев, американцев, которые готовы за любое непослушание убить безответного "раба".

Г.З.: В нашем подъезде
живет женщина - бывший технолог ликеро-водочного производства. Ныне -
экстрасенс. Гадает, лечит, предсказывает. Большой любитель приваживать
кошек и собак. Около подъезда ПВХ-миски, мусор, в подъезде - вонь.
Считаю, этот хаос и привлеченные хаосом низшие сущности помогают ей в её ворожбе.

М.В.: Не поняла, какая связь между тем, что она экстрасенс и тем, что любит собак и кошек?! Да еще какая-то связь с ликеро-водочным производством тоже? К экстрасенсам я никогда не ходила и никогда не пойду, ибо отношусь к ним скептически. Вас, Галина, послушать, так можно подумать, что в вашем подъезде мусор и вонь только из-за животных.И что грязь от животных - единственная грязь, нас окружающая. А Вы разве никогда не встречали в наших подъездах мусор возле мусоропроводов, а также мочу и, извиняюсь, фекалии, оставленные двуногими "высокоразумными" существами?! А запах! Что за запах в наших подъездах! Если бы только кошками пахло... Увы. (А что такое ПВХ-миски??)И не только в подъездах: в любой подворотне, в любом сквере, в любом углу, в заброшенной церкви, на детской площадке,в беседке, в лесу....везде ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИСПРАЖНЕНИЯ, горы мусора, стекла, банок! Это что, не ХАОС?! При чем тут собаки и кошки?!!! Давайте еще коров обвиним: почему они гадят на пастбищах и фермах?! Если нет элементарной культуры, так с кого спрос? С бессловестных животных?
Все пространство России, испоганенное вдоль и поперек самими же людьми, очень помогает "в ворожбе", которую ведут власть имущие!Они продолжают загаживать страну внутренне и наружно, а мы все им помогаем в этом... Это трагедия. Тут вам и Хаос, тут вам и "низшие сущности"!
А ваша соседка - я бы ей только поклонилась за то, что она как может - помогает несчастным животным. Так передайте ей мой поклон.

Г.З.: "Вас. Галина, послушать, так можно подумать, что в вашем подъезде мусор и вонь только из-за животных". Абсолютно так. Дом малой этажности, небольшой, с домофоном. Мусоропровода нет. С курильщиками (один из них - крупный производитель сигарет в республике) мы разбирались вплоть до заявлений в милицию. Единственный источник мусора и грязи - поливинилхлоровые упаковки из-под творога, котлет и проч., которые дама-технолог выставляет дворняжкам облизывать.

М.В.: Уникальные у вас соседи! Оказывается, не только производители спиртного, а еще и сигарет! Грешник на грешнике, никакой, понимаешь, добродетели! И как только эти дворняжки научились проникать в подъезд с домофоном?! Не ваша ли заслуга?Не пробовали ли вы обучать их по методике Даниила Андреева?
Опять-таки: мир ведь не ограничивается вашим подъездом . Домофон характеризует ваш дом как элитарный - так что он не есть правило а, скорее, исключение. Зайдите в подъезд любой хрущебы - и вы поймете, о чем я говорила. Нехорошо, конечно, что ваша соседка хлам не убирает и спаивает Отечество. Ибо она явно не добродетельна. Но все же я передаю ей привет и сочувствие.А вам лично не жалко бездомных голодных дворняжек?


Г.З. : К чему я веду? Очень хочу разбить стереотипное представление о человеке, любящем животных как о человеке автоматически добродетельном. Для того и привела вам пример с технологом ликеро-водочного производства

М.В.: Мне тоже иногда хочется чего-нибудь разбить. Я - человек эмоциональный. Может быть поэтому мои попытки разбивать чужие стереотипы чаще всего оканчивались впустую. Однако ваш технолог ну никак не разбивает этого стереотипа!
Я никогда не утверждала, что человек, любящий животных, АВТОМАТИЧЕСКИ добродетелен. Вообще, "добродетельность" - очень многозначное и коварное слово. Этим словом мостились дороги в Худший Мир. Лучше - Доброта. Хотите вы этого или не очень , но в принципе человек, любящий животных, ДОБРЕЕ И ШИРЕ, чем тот, кто к ним равнодушен или кто их не любит.
Ибо нельзя быть добрым в принципе, без сострадания к слабому, беззащитному, или зависимому. Тот, кто сострадает живому существу, сострадает также и старику. И ребенку.... А кто равнодушен к живому, равнодушен и к людям. Уж и не помню, кто из Великих философов сказал: Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак..Собаки не способны на Подлость. Исключительно человеческое качество.
И потому, на мой взгляд, технолог ликеро-водочного производства гораздо добрее тех, кто просто страстно борется за чистоту в подъезде...


Г.З.: В зороастризме ряд животных считается оскверненным: кролик (сбит
хроноцикл), сова (не знаю почему, может, из-за ночного образа жизни),
космополитичная мышь (символ бессмысленного накопительства и Америки).
Считаете ли вы для себя возможным продолжить этот ряд? (Я бы внесла в него
бультерьера.)

М.В.: Вот потому я и не люблю зороастризм и всяческие "списки" и "ряды". Мне больше по душе Список Шиндлера. Что касается Ряда, так в этот ряд я бы могла внести ТОЛЬКО людей - политиков, преступников и мерзавцев всех мастей. Этот Ряд в нашем Отечестве должен начинаться с гопников, отморозков, "новых русских"(в самом плохом смысле этого слова) и заканчиваться свирепыми националистами всех пород и бездарными жадными правителями. "Космополитическая мышь" звучит просто смешно. Бедные мыши! Сколько собак на них навешали! Какую свинью им подложили!
У меня к Вам встречный вопрос: каким же символом вы бы наделили бультерьера в Вашем списке?
Бультерьер - порода особенная. Не его вина, что он такой, какой он есть. Ибо он результат злостной селекции "мудрого" человека. Веками человек трудился, создавая породы "бойцовых" собак. Агрессивность всех бойцовых собак изначально никогда не была направлена на человека. И собака не виновата, если какой-то ублюдок выращивает ее, натравливая на людей. Да, человек способен очень значительно изуродовать психику собаки (да и любого животного). Только, к сожалению, расплачивается за это обычно сама собака, а не ее хозяин. Бультерьер обладает очень нежной и чуткой душой. И тем не менее, он подходит только определенным людям, опытным собаколюбителям. Тем, кто в принципе способен понять ПРИРОДУ животного. Конечно, я бы никогда не посоветовала заводить эту породу дилетантам. Вам, Галина, я бы тоже никогда не посоветовала заводить бультерьера.
У американцев сегодня та же проблема: вывели себе на голову прекрасную породу - американского питбультерьера, а теперь убивают их в своих приютах в газовых камерах сотнями и сотнями тысяч. Ни за что. Только за то, что эти прекрасные собаки принадлежат к этой породе. Страх у мещан-американцев примитивный, животный, тупой - услышат слово "пит" и затрясутся: "изначально агрессивен, не подлежит адаптации!"
А в принципе вам такой совет: прежде, чем вносить в свой "зороастрический ряд" очередных "оскверненных" животных, сначала пообщайтесь с ними: заведите себе домашнюю мышь, крысу, змею, кролика, свинью (кстати, в Америке очень популярны в качестве домашних животных миниатюрные гвинейские свиньи. Это милые твари! Они маленькие, чистенькие и всё понимают. Мечтаю завести такую себе). И тогда вы полюбите их также, как могли бы любить волнистых попугайчиков, и Вам уже не придет в голову считать их "скверными".
По поводу кроликов могу заявить совершенно определенно: кролик - чудесное создание. Мне стыдно...будучи в России, я иногда его...ела... А тут как-то наш сосед Дэвид принес кролика, которого он случайно поймал в ловушку для енотов. Это был самый обычный черный кролик. Сбежал от кого-то. Дэвид сказал нам: "Делайте с ним, что хотите - можете зажарить на ужин". Мы не стали его есть. Чика, так мы его назвали, поразил меня своим умом, своим чувством юмора и чувством собственного достоинства. Он был настоящей Личностью! Нам с ним было ИНТЕРЕСНО!Чика был настоящим Боссом в нашем доме. Перед ним трепетали все - и мы, и соседская огромная собака по имени Суки, и наши кот Рэд Бист и кошка Виски. А кошачье потомство Чика считал своим и нежно его воспитывал. Мы его ничем не ограничивали. Чика гулял вокруг нашего дома на расстоянии до 300 метров. Гонял диких кроликов и кокетничал с крольчихами. Прибегал к нам и требовал свое любимое лякомство - жареные семечки. Увы, за Свободу чаще всего приходится жестоко платить. Чика заразился от диких кроликов опасной болезнью и погиб. Но я не жалею, что у него такая судьба. Он мог бы прожить в клетке 15 лет. Но ради чего..?! Сейчас на его могилке напротив нашего окна цветет куст магнолии... Листья магнолии напоминают ушки нашего Чики.
Да что там кролик! Если вы хотите пойти с животными на близкое, личностное общение... - вы найдете отклик даже у рыб! Все зависит только от вас. Живое существо остро ощущает Ваше отношение к нему. У нас сейчас в аквариуме живет обычная золотая китайская рыбка. (30 см в длину - может, это уже не рыбка, в РЫБА). Его зовут Витек. Я всю свою жизнь, с детства, держала рыбок, но никогда не думала, что с ними можно подружиться. И как-то прочла в "Науке и Жизни" о том, что золотые рыбки обучаемы. И стала "общаться" с нашим Витьком. Он радостно пошел на контакт. Когда моя рука появляется в его аквариуме, Витек радостно бросается к ней, играет, ласкается, балдеет, когда я глажу его брюхо, хватает мои пальцы губами, нежно обвивается вокруг руки и берет корм из моих рук. Как только он увидит меня сквозь стекло, начинает плескаться в ожидании нашего общения...

Г.З.: Да, я человек более чувствительный к архитектурным формам, миру идей, чем к животному миру. У меня другая миссия. Обзаведясь всеми теми зверушками, которых вы мне посоветовали, я бы только деградировала. Насчет вашего совета в мой адрес не заводить бультерьера. Мне это в голову никогда бы не пришло, остагафирулла!

М.В.: Очень даже интересно - почему бы деградировали? В смысле "кухня-пеленки", т.е. уборка дерьма за животными, их кормление и т.д.?
Но деградировав таким образом, вы бы уже не восхищались зороастрическими рядами - некогда было бы..

Г.З.: Думаю, с меня вполне хватает нейтрального отношения к животным и непричинения им зла. Собаки лично меня не кусали.

М.В.: А меня вот кусали и не раз. И лошади лягали, телята бодали, гуси щипали, петухи клевали. Но это никак не повлияло на мое к ним отношение. Во всех случаях я могу винить только себя.
Существует приблизительная статистика: в людских рядах есть три лагеря: те, кто любит братьев меньших -32%, те,. кто нейтрален - их большинство - 48%, и те, кто ненавидит - 20% . Впрочем, статистика всегда хромает .Однако, я уверена, что если те, кто любит животных, станут большинством, мир изменится к лучшему.


Г.З.: Был ли у Евы прототип? Действительно ли вы воспитывали в условиях
городской квартиры волка?

М.В.: Да, был. Я закончила кафедру охраны природы Казанского университета. По образованию - эколог. Некоторые мои однокурсники работают в зоопарках и заповедниках. То, что я описала в начале повести о Еве - истинная правда. Мы взяли этого волчонка из зоопарка... Когда Еве было четыре месяца, ее загрызла моя собственная овчарка Недда... Я никого не виню в этом...Разве что себя. Для меня это была трагедия. И тогда , хороня Еву, я пообещала Ей, что она будет ЖИТЬ. Будет жить в моей повести. И я дала Ей Жизнь....как только могла дать....

Г.З.: В повести "Люди и бультерьеры" вы написали, что собачники - особые
люди. Я жду перечисления их особенностей. Я присматриваюсь к ним давно. Да, особые. Причем, не самые лучшие.

М.В.: Есть владельцы собак и есть "собачники". Собачники - не в том негативном значении, как это звучит в России, а те, кто знает толк в собаках, как голубятники в голубях.
Среди владельцев собак есть много случайных людей. Тех, кто взял собачку по настроению, в качестве развлечения себе или ребенку. Это - одна из причин того, что множество собак и в России, и в Америке оказываются на улице, отправляются в приюты и там умерщвляются в массовых количествах. Говоря об особости, я имела ввиду вторых. И здесь, в Штатах, есть не только собачники (dog people - как их называют), но есть и Horse people, Cat people, Falcon people и так далее... Особенность их в том, что спасение или разведение собак (лошадей, соколов, etc….) становится важнейшей частью их жизни. Они не жалеют ради этого ничего - ни сил, ни времени, ни денег.Они создают свои собственные приюты у себя дома и забирают собак из приютов государственных, спасая их от верной гибели. Эти люди ежедневно активно общаются по Интернету, помогают друг другу. Ежедневно на мой электронный адрес приходит около сотни криков о помощи из всех штатов. И если я могу чем-то помочь - я это делаю. И вместе нам многое удается! Наверное, обычному человеку и в голову не пришло бы совершенно бескорыстно везти, например, собаку за 300 миль в соседний штат, затрачивая на дорогу в один конец 7 часов. Или ехать из Висконсина в Огайо ради одной только обыкновенной дворняги. Я отвезла около десятка собак на такие и более расстояния. Очень уставала, но была счастлива, что мне удалось помочь им... Если меня завтра вновь попросят помочь, сделаю все, что в моих силах.
Вам, как человеку по вашим же словам, равнодушному (или нейтральному) к животным, это трудно понять. Настоящие собачники меня поймут. Может быть, вам проще представить любителей футбола, например, или фанатов какого-то там Дэцла....или маниакальных последователей Виссариона, Иванова... . Они ведь тоже особые люди, не правда ли?


Г.З.: Многие обладатели крупных злобных собак элементарно подвампиривают.
Вытягивают из людей энергию через вызываемый страх. Все без исключения
безответственны. Собаки испражняются где попало, чуть ли не на ступеньках
подъездов. Придомовые территории "заминированы". Убирать за питомцами
никто не считает нужным.

М.В. По вашим словам выходит, что все беды России - от неумеренного испражнения собак...!Мерзкие собаки! Изничтожить немедленно!!!
Все разговоры о "вампиризме" - это не ко мне. И не к собачникам.
(Так вы обвиняете собак или все же их владельцев? Вот американцы ходят за своими собаками с пакетиками, и никто никого не обвиняет. Здесь признак плохого тона - не убрать за своей собакой. Все равно что....пукнуть прилюдно).Причем тут собаки??? Если их владельцы, к примеру, ИДИОТЫ, то разве виновны в этом СОБАКИ??!
А мне кажется, что в России "подвампиривают" не обладатели крупных собак, а обладатели крупных капиталов и большой власти.

Г.З.: Вы спросили, кого я обвиняю: собак или их владельцев. Владельцев. Про пакетики и "пукнуть прилюдно" - бальзам на мои раны. Пожалуйста, расскажите подробнее об американском законопослушании и законах, регулирующих содержание собак в коттедже, многоквартирном доме, фермерских хозяйствах.


М.В.: Наши и их законы сравнивать невозможно, потому что их и наша жизнь СТРУКТУРИРОВАНЫ по-разному.А пример законопослушания таков: если вы хотите снять квартиру, то хозяин вправе потребовать от вас, чтобы предварительно вы вырвали своей кошке когти. И вырывают. Или просто сдают в приют - где усыпляются 80-% всех животных. Еще закон: НИГДЕ вы не можете гулять со своей собакой без поводка. Зато на СВОЕЙ земле вы можете завести хоть 100 собак. Они будут шуметь и лаять,предположим, они загадят весь участок, и вонь будет распространяться по округе, но соседи, как бы их не мучили шум или вонь, никуда не смогут пожаловаться, ибо на своей Священной Собственной Земле вы сам себе Хозяин. Хотите - стадо слонов заведете. И никто не вякнет даже.


Г.З.: Невоспитанная собака без намордника часто
безответственно спускается с поводка, пугает детей детей и взрослых. А на лице хозяина щенячья радость, наивное заблуждение, что все должны его питомцем умиляться: "Не бойтесь, она не кусается!" Я в таких случаях добавляю: "А если кусается, то небольно".

М.В.: В 99% из этих случаев собака на самом деле не хочет сделать ничего плохого ни Вам, ни вашим детям.Чаще всего сами дети пугают собаку! Совет тут один: воспитывайте детей в любви ко всем животным и к собакам, в частности. Я знаю множество истеричных детей, которые начинают так вопить, если собака подойдет их понюхать, что ее саму может хватить инфаркт. Да. Есть нервные собаки, которые от этого стресса могут зарычать или цапнуть. Так зачем орать надо было? В этом отношении американцы воспитывают детей правильно. Никаких истерик!

Г.З.: Зато я вдоволь насмотрелась на искусанных ими детей в травмпунктах. Практически каждый второй пациент обращается туда с этой проблемой. Я запрошу статистику.

М.В.: Каждый второй?! Непременно запросите! Такой статистики не было даже в концлагерях У меня друг работает в казанском трампункте. Каждый первый, второй и даже третий - жертвы обледенелых тротуаров, пьяных поножовщин и вандализма грукппировщиков. А вы все на собак вешаете. Конечно, есть покусы. Но нельзя же ТАК преувеличивать. В Америке покусанный собакой может при "умном" подходе и с хорошим адвокатом нажить себе немалый капиталец. Все об этом знают, и потому осторожны. Конечно, я тоже за то, чтобы владельцы собак больше думали об окружающих.


Г.З.: Мой старший сын родился с "ключами" ко всем видам птиц и зверей. Трехгодовалым крохой он с размаху кидался на шею самым страшным псам, что те благосклонно принимали. А младший рос совершенно другим, собаки создавали ему массу трудностей, а заодно и мне. Самое интересное, он намного добрее, человечнее и порядочнее старшего, более близок к христианскому идеалу, скажем так. И еще один парадокс: первый с зевком отложил ваши повести в сторону, а второй прочитал с интересом.

М.В.: Что-то с ними не так...Это очень интересный феномен. Трудно поверить в парадокс, но очевидно придется.А вот мой сын и от христианского идеала далек,и к моим книгам даже не прикасается, не то, чтобы хоть с зевком откладывать, и к животным нейтрален, совсем как вы, Галина. Ну что с ним делать прикажете?!


Г.З.: Майя, как вы поняли, мои вопросы провокативны, чтобы материал получился "с нервом".
Особенности моего подхода (популярного у читателей) таковы: к любому анализируемому явлению восстанавливать метафизический перпендикуляр. Его вершина на полюсе, где дуют холодные ветры, мальчик Кай складывает из льдинок слово "вечность" и нет места эмоциям.

М.В. : Бедный Кай! Стать отморозком в девятнадцатом веке!
Там, где возникает спор, всегда имеют место эмоции.Что касается метафизического перпендикуляра Ганса Христиана, он,Ганс, оказывается, был довольно странен. Читали ли вы неадаптированный перевод "Снежной королевы"? В этом произведении автор описал все возможные странные формы Любви.. Слава Богу, советская цензура оставила нам романтический вариант этой Сказки.

Г.З.: В нашей с вами с таким трудом протекающей "философской" беседе в рамках эмоционального релятивизма мы сможем сделать лишь следующее резюме: кто любит арбуз, а кто свиной хрящик.

М.В.: Может быть, и в самом деле нам с вами нужно поубавить релятивистский пыл. Тем более, мне необходимо доесть арбуз и эмоционально порушить метафизический перпендикуляр. С перпендикуляром тесно. А вам нравится свинина?

Г.З.: Майя, пожалуйста, определитесь с мировоззрением. Если оно эклектично, обрисуйте контуры частей. Или же заявите, что вы язычница.


М.В.: Мы же не на уроке политологии или основ марксизма-ленинизма, в конце концов. Нам не будет оценки за Правильность. Не хочу я определяться с моим Мировоззрением.
Да, мне нравится чистое Язычество, каким я его наблюдала в разных культурах. Но почему это я должна что-то заявлять? Я разве обязана дать точный отчет, кто я - мусульманка, христианка, или талмудистка... А может, я вообще не хочу посвящать Мир в мои взаимоотношения с Богом?! Может, я знаю, что этот Мир все равно не поймет меня правильно?
Язычество мне близко именно из-за его гармоничного отношения к окружающему Миру.. Я и американских индейцев за это очень люблю и уважаю. Вот недавно мы познакомились с одним из вождей племени Хоу-Чанк. (Это одно из десятков племен висконсинских индейцев). Пожилой, но еще красивый и крепкий человек встретил нас в своем жилище - оно построено по типу индейского - этакий вытянутый прямоугольный вигвам.Потрясающим в его доме было сочетание дерева, висящих пучков горького перца, разноцветных кукурузных початков, каких-то шкур, и - суперсовременный компьютер, огромный телевизор. А вот туалет на улице - ну совсем как в нашей деревне! Это первый такой туалет, который я встретила в Америке
Так вот, познакомила нас с Вождем его сестра, Джо-Энн, одна из активисток индейского движения. Они прекрасно говорят по-английски, но иногда перебрасывались между собой на своем языке. Кстати, проблемы у них такие же, как у татар: дети забывают, не хотят учить родной язык, предпочитают ходить в обычные школы, а не в индейские, забывают родную культуру, танцы, обычаи... Стареющие индейцы всерьез озабочены: что же будет, когда они умрут? С ними умрет и неповторимая культура их племен...
Перед разговором с Вождем мы ритуально обменялись подношениями: мы поднесли ему почтительно табак. Неважно - что это за подношение. Просто приход к человеку без подарка( пусть незначительного) неприличен.Отпустить гостя без подарка -оскорбление! Вождь нам подарил баночку своего собственного индейского "табака" , зерна кукурузы и всякие овощи с их огорода. Только после этого он закурил трубку и стал отвечать на наши вопросы.
Весь Мир для них - Одушевлен. Они находятся с ним в постоянном внутреннем диалоге. Это удивительно, как они сохраняют Свое ощущение Мира в таком унифицированном и стереотимном обществе, как американское.
Не менее важный ритуал - мы не можем уйти из дома индейца, не отведав его пищи. Это Большая обида. Мы опаздываем забрать сына из школы, но идем на кухню, за простой деревянный стол. Жена Вождя - молодая пышечка Ронда подает простую пищу: кукурузную похлебку,только что испеченый домашний хлеб, и нарезанный крупными ломтями сладкий перец. Никто не начинает есть: на столе появляется еще одна тарелка: в ней совсем немного еды. И хозяин начинает долгую молитву на своем языке: он просит Создателя и Духа своего жилища отведать этой пищи... и благословить нашу скромную трапезу.
Нет ничего вкуснее этой простой индейской похлебки!
Расстаемся мы уже друзьями: ведь мы ели Хлеб в этом Доме.Нас приглашают на ритуальный осенний праздник в честь собранного урожая. А теперь мы ждем в гости Вождя и его супругу. Угощу их татарскими перемячами!

Г.З. : Почему реализуете себя на чужбине? Чувствуете ли сакральную связь с родиной?

М.В.: А почему Равиль Бухараев реализует себя на чужбине? А почему недавно уехала в Америку Масгуда Шамсутдинова?
Правда, мое пространственное перемещение произошло довольно-таки случайно. Просто было несколько совпадений, я ничего специально не предпринимала, все само собой шло...В последнее время перед отъездом я особенно остро ощутила абсолютное равнодушие к своему таланту в Казани. И как бы никто не был и виноват ни в чем: просто никому оказались не нужны мои идеи и творческие проекты.Возникло ощущение ПУСТОТЫ. Вакуум... После первой поездки в Америку в 1998 году я вернулась в Казань с кучей планов и проектов. Мне тогда очень хотелось попробовать себя на телевидении. Мне хотелось сделать авторскую программу о животных и природе. Не было у нас такой тогда. Не знаю, может сейчас появилась. Программа моя называлась "Ковчег", мне удалось сделать пилотный выпуск. Кстати, помог мне Ирек Муртазин - он тогда какую-то студию возглавлял в Соцгороде... Тут и руководство на ГТРК сменилось: я думала, новое руководство заинтересуется. "Заинтересовались" - около года все обещали и водили за нос. Я еще и цикл им предложила о моем американском путешествии. Несколько раз назначали просмотры - и всегда хвалили. И на этом... все. Думаю, что просто не захотели впустить меня в свои плотные ряды. Были еще попытки работать в парочке только что открывшихся и казалось бы, многообещающих журналов. Ну вот, "Кураж", например. Интересно, он еще жив или почил в бозе? Но кто платил деньги - тот и музыку заказывал .Деньги платили крошечные, а заказывали глупость и безвкусицу. Там было тако-о-е руководство... Ну, то есть, он, к примеру, всю жизнь сапоги тачал, а его вдруг поставили симфоническим оркестром дирижировать... А впрочем, это у нас так почти век назад повелось: кухаркины дети по роковой ошибке стали управлять государством, часто сменяя друг друга прижизненно ,а когда и посмертно...Очень энергичные товарищи, я вам скажу!...До сих пор не продохнуть от их революционного запала.
А тут позвали опять в Америку, годик пожить, несколько росписей сделать. Я в последнее время ежелетно пропадала на Дальнем Востоке: расписываяась красками в своей Любви к Природе на стенах дальневосточных заповедников.
Потом оказалось, что Америка заинтересована, в отличие от Татарстана, в лицах "с неординарными способностями"(таков термин в иммиграционном законодательстве).
Родина, она всегда остается Родиной. Как там в известной песне...."даже если и уродина".. В Интернете я недавно нашла "Караоке по-русски", и теперь мою ностальгию по родине реализую, распевая романсы и милые советские песни 60-х и 70-х годов. Оказывается, советские композиторы создали огромное множество прекрасных песен. Что-то не слышно, чтобы какие-то песни, по-настоящему талантливые, появлялись в "новой" России. .
Иногда я совершаю мысленные прогулки по Казани. Воображение работает, помню всякие мелочи, звуки, запахи...словно оказываюсь в МашинеВремени...Скучаю по родным и по моим друзьям. Надеюсь вскоре приехать в мою Казань. Вот только боюсь расплакаться, когда увижу, что с ней сделали наши заботливые правители...


Г.З.: Как ваш сын Ренат адаптируется к Америке?

М.В.: Молодые организмы и юные мозги вообще всегда прекрасно адаптируются. Ренат уже третий год учится в американской школе,ему 17 лет и он сейчас в выпускном 12-м классе, так называемый "сениор"..Стиль здешней жизни сделал его намного взрослее: второй год он водит машину, недавно, на свои собственные деньги купил себе скромный "Понтиак". После школы работает в ресторане "хостингом" - как они у нас называются? Те, кто встречает гостей и рассаживает их по столикам..Увлекся горными лыжами. Когда Ренат жил в Казани, он очень хорошо говорил по-татарски. К сожалению, лавинообразное вторжение английского было настолько агрессивным, что английский полностью вытеснил татарский... Да и по-русски уже Ренату говорить труднее, чем по-английски. У него есть друзья и подруги, но он признается, что таких близких и душевных друзей, какие были у него в 18-й казанской школе, здесь он так и не встретил пока...
Здесь совершенно иная система образования, которой, наверное я никогда так до конца и не пойму. И система поступления в университеты и колледжи - совершенно иная.Когда ваше дитя переходит в последний. 12-й класс хай-скул, и если оно при этом достаточно хорошо учится - ваш почтовый ящик на протяжении всего этого года просто лопается от проспектов и предложений от самых разных колледжей и университетов. Все они страстно хотят видеть вашего дитятку своим студентом. Их одержимость вполне очевидна: подавляющее большинство студентов платит за обучение. Следовательно, чем больше студентов, тем больше денег имеет то или иное учебное заведение. Вот они и завлекают, пребывая в непрерывной конкуренции между собой. Капитализмъ! Процедура поступления проста до невозможности и не вызывает той агонии, в которой пребывают российские абитурьенты и их родители.Главное, чтобы были хорошие оценки, хорошие результаты специальных тестов (их сдают за вполне определенною плату в школе: примерно 50-60 баксов за каждый тест). Можно заполнять заявления(апликации) и по Интернету. Каждое стоит 25 долларов. Послал, к примеру, 10 заявлений в разные заведения, заплатил 25х10... Потом жди ответов. Придут ответы, может штук 4-6. Среди них выбираешь то, что нравится больше. Или город побольше, или к дому поближе и т.д. Из трех или четырех вариантов, в числе которых был университет в Милуоки, колледж в Мэдисоне...Ренат выбрал университет в городе Вайтвотер. Собственно, университет в штате Висконсин один - с главной базой в Мэдисоне. А в других городах - как бы его же отделения. Поступив туда, можно в дальнейшем перевестись в Мэдисон.
Ренат собирается учиться на факультете по международному бизнесу и менеджменту. Для меня это звучит столь же абстрактно, что и какое-нибудь созвездие Сципиона... Но ему строить свою жизнь и ему виднее. Творческой династии не получилось. Впрочем, может это и к лучшему.
Висконсинский университет - один из известных в Америке.Так что я молю Аллаха, чтобы мечта Рената сбылась. При том, что высшее образование здесь платное, и годовое обучение в хорошем университете стоит 25-30 тысяч долларов, существует множество путей и способов, благодаря которым человек может получить образование практически бесплатно. Для этого только надо иметь хорошую голову на плечах.


Г.З.: Насколько вы поняли из моих вопросов, материал я буду делать в жанре
философской беседы. "Идель" попросил у меня что-нибудь философское.
Можете рассказать все, что считаете нужным. Какие дальнейшие
творческие планы? Религиозный ли вы человек? Валите все подряд.


М.В.: Валить все подряд мне как-то не хочется. Были бы конкретные толковые вопросы - другое дело... А вот ради того, чтобы придать этому интервью хотя бы какую-то привычную форму, по сложившейся в советской журналистике традиции, поделюсь своими творческими планами.
Хочу подготовить книгу, сюжеты которой будут построены целиком на "американском" материале. Это цикл рассказов и несколько повестей. Это будут рассказы и о людях, и конечно, о животных. О старике в доме престарелых,о попытках многих русских найти счастье за океаном, о тихой провинциальной жизни, и о прекрасной, неповторимой природе Америки.Сейчас собираю материал для повести, героями которой будут молодой индейский писатель и русская журналистка. Вообще, меня очень волнует история и современное положение индейцев. Это очень богатый материал, состоящий из многих пластов. Я ищу контактов с активистами индейского национального движения, читаю книги об их истории и культуре. Летом планирую отправиться на машине в западные штаты - Нью Мексико, Аризону, Юту,в крупнейшие резервации индейцев Наваджо. Кроме того я хочу написать документальную книгу об узаконенном геноциде - о том, как и почему ежегодно в Америке убивают миллионы собак и кошек. Хочу провести своего рода исследование: понять, почему америкеанцы так легко и по самым ничтожным причинам предают своих домашних питомцев? Уже набран большой материал. Пригодится и мой собственный опыт работы в приюте для животных. Возможно, этот материал войдет в отдельную документально-публицистическую книгу вместе с большим очерком о жизни провинциальной Америки, который был опубликован прошлым летом в газете "Республика Татарстан".

Так и не дождавшись других вопросов от журналистки Г.Зайнуллиной, я все же решила пожалеть читателей, и еще что-нибудь рассказать про эту самую Америку. Не все же рассуждать про метафизические перпендикуляры! Ну, например, самый распространенный вопрос: какие они, американцы, что бросается в глаза в американском национальном характере?

М.В.: Для внешней, ежедневной жизни "в толпе", которой мы все вольно или невольно должны жить - ходить в магазины, банки и всяческие разнокалиберные конторы...словом, отправлять необходимые ежедневные потребности, - американцы просто идеальны. Приветливость, внимательность, вежливость, корректность. Вам врядли удастся вернуться домой с испорченным настроением из-за хамки-продавщицы в магазине. Все клерки просто вышколены. Улыбаются, желают прекрасного дня. Терпеливы. Отношения между автомобилистами также идеальны. Столь же приятно общаться с полицией, особенно, если ты ни в чем не виноват. Но а если даже и виноват - никто и никогда тебя не оскорбит и не унизит. Все улыбаются тебе, и ты улыбаешься всем. Поэтому очень сильно развиваются мимические мышцы, которые отвечают за раздвигание губ в улыбку.Иными словами, американцы прекрасны в коротком, случайном, ничему не обязывающем общении. Этому нужно у них, конечно, учиться!
Вот совсем недавно поехала я в "город" Барабу (мы живем в 3 милях от него) и на безлюдном повороте лопнула шина! Мой бедный "Додж" беспомощно перекосило. Я с трудом припарковалась на обочине и растерянно выползла из машины. Холод собачий. Позвонить неоткуда - лес кругом. Домой бежать минут 30-40. Колесо менять не умею и не хочу. Да и инструментов нет! Но не успела я и вздохнуть, как возле меня затормозили аж три машины."Are you o'key? Do you need help? Can I help you?" Молодой парень на потрепанном траке, старик на каком-то древнем кадиллаке, приличный, средник лет господин на шикарном джипе. Все они были одинаково участливы и искренни. Я подумала: "Да кто б вот так остановился в России?! Поперек дороги ляжешь - проедут мимо... А если и остановятся - то только в том случае, если ты - молодая смазливая дамочка, и при этом они с трудом будут скрывать свои сексуальные намерения..."
Тут же и домкрат нашелся, и запаску поставили лихо, да еще и прекрасного дня пожелали. Спасибо им за это!

А вот если вы хотите общения более близкого, более личностного...ну Дружбы этой самой, что-ли, как мы ее понимаем в России... Тут уж, извините. Не ищите среди американцев близких друзей. Душевных подруг.Не найдете.
Чтобы не вдаваться в теоретизирование и в целях экономии журнальных страниц, я приведу всего лишь три конкретных примера самого обыденного поведения американцев. Выводы пусть каждый делает сам.
Пример 1. Я написала рассказ. Полностью американский "бякграунд". Т.е. "американская" тема и их же мотив. (Кстати, это рассказ вошел в мою новую книгу,которая должна выйти в Таткнигоиздате в этом году). Мой долгоживущий в Штатах и русскоязычный друг перевел его на английский. Мы понимаем, что это, конечно, лишь подстрочник. Потому и обратились за помощью к нашему так называемому другу Курту. Курт Мэйн - не абы кто, а писатель. Мой рассказик - это 12 страниц текста. Нам казалось, это не проблема для Курта. Если бы Курт попросил меня отредактировать его подстрочник в 12 страниц, я бы сделала это за день. Безо всякого напряжения. А вот для Курта это оказалось невыполнимой задачей. У него нет времени. Это очень сложно. Это очень ответственно. Это почти невозможно! Прошло 4 месяца. Он так ничего и не сделал. Хотя обещал. Другие американские интеллигенты вели себя примерно также. У них, американцев, есть удивительная черта: все усложнять. То, что мы не считаем даже за серьезную работу - они преподносят как великое достижение. И все с такой важностью! Поэтому переписать подстрочник - это подвиг. Или Труд великий, за который надо получить деньги. Ну не бесплатно же пластаться! В общем, "воз и ныне там". (Хотя Курт в качестве "друга" получил бесплатные иллюстрации к своей книжке в свое время).
Пример 2. У нас есть друзья, семейство Монако - он американец, она - русская. У них есть дитя 2-х лет по имени Питер. Папаша-Майк довольно оригинальный, сына воспитывает в строгости. С младенчества приучает его к акробатическим номерам типа перевертывания, кручения за руку или ногу. Питеру это нравится. Он юморной младенец. Все смеется. Мамаша-Галя немного истерична, но старается понять Майка. Правда, Галя, как и многие русские женщины, не может устоять здесь, в Америке, от эпидемии "вещизма".Это их и "сгубило". Решила Галя купить Мебель - то бишь набор из гигантских тяжеловесных кресел и диванов из кожи. На этот подвиг призвала она всю свою семью, и мучила в беготне по салонам и магазинам Майкла и Питера с раннего утра, пока к вечеру не нашла, наконец, то, о чем мечтала. Можно представить, что к этому моменту Майк был в полном раздражении от безумного "вещизма" женушки, а бедный Питер просто хотел есть и пить, и памперс, давно насквозь промокший, ему никто не поменял. (Кстати, американские детки не знают, что такое горшок. Они могут ходить в памперсы до 5-6-7 лет, может и больше, в общем, пока собственный стыд не заставляет их обратить взор на унитазы.) Так вот Петюша и закатил в салоне истерику. Пока мамаша мебель выбирала. Майк и так и сяк пытался успокоить разбушевавшееся дитя, но оно было совершенно неуправляемо. Орало, дрыгало ногами и билось об пол. Бездействующий персонал магазина в лице супервайзеров и менеджеров пытался как-то развлечь Петюшу, но тщетно. Но Майк-то знал "особые" рычаги воздействия! Схватил он Петьку, как обычно, и крутанул его пару раз за ноги. Петька и примолк, довольный. Любит он это дело. Супервайзеры и менеджеры поаахали, да и разошлись. Пошли мебель продавать со скидкой - Гале. Продали со скидками и с выгодным для Гали кредитом. Расстались лучшими друзьями.
Не успело семейство Монако домой возвратиться, как к ним - гости. Полиция и социальная служба. Что такое?!! Да муж ваш, Майкл, обвиняется в "чайлд абьюз", т.е. в насилии над ребенком! Бедная Галя глаза голубые выпучила. Оказалось, только довольное семейство отъехало, как объединенная команда менеджеров и супервайзеров позвонила в полицию и "настучала": дитя за ноги крутят! Насилие! Спасти ребенка! Родителей в тюрьму, дитя - на усыновление! (Эх, кто бы у нас в России так заботился о детях, которые подвергаются НАСТОЯЩЕМУ насилию!)
Дамочка из социальной службы немедленно потребовала представить ей спящего невинным сном Петюню, дабы освидетельствовать его на предмет синяков, ран и другого рукоприкладства. На счастье родителей, синяков и царапин она у него не нашла.(А ведь все дети в этом возрасте ходят в синяках от бесконечных стуканий и неловких падений!)
Вот так вот, сладко улыбаясь, предварительно продав мебель клиентам и пожелав им счастливого уикенда, американские "защитники детей" тут же добросовестно настучали в органы и послали по следам "преступников" полицию! Вот это нравы!
Больше всего Галю возмутило одно:" Почему же они сразу же, при нас не вызвали полицию, если посчитали, что мой муж насильничает над ребенком?! Нет, они очень хотели продать нам мебель сначала. Подождали, пока мы ее купим и уедем..." Бизнес, знаете ли, превыше всего!
Теперь Монако наняли адвоката и пытаются доказать, что над ребенком не было никакого подлого насилия...
Пример 3. Есть у меня знакомая, кстати, татарка, Асия из Ташкента. Полтора года назад приехала, вышла замуж за американца. Которого нашла по Интернету. Живут они хорошо, слава Аллаху. Речь о другом. Асия устроилась работать в отель - хаускипингом, т.е. горничной. (Между прочим, Асия по профессии учитель русского языка). Это я к тому, КАКАЯ работа ожидает в Америке наших образованных женщин... Асия - очень эмоциональная, голос у нее громкий, очень развита жестикуляция. Когда она что-то рассказывает, то обычно активно жестикулирует. Она очень порывистый, искренний человек. Естественно, что при встрече со знакомой или подружкой, может взять за руку, приобнять за плечи, да просто - дотронуться... Ну и что?! - спросите вы. Правильно, мы все так часто и общаемся. А вот Асию вызвали к начальству и провели с ней беседу: оказывается, дотрагиваясь до своих коллег, она их "сексуально домогается", а громко говоря и жестикулируя - она проявляет АГРЕССИЮ. Асие поставили ультиматум: прекратить агрессию и сексуальные домогательства! А то уволят. Ибо все коллеги ее...боятся! Бедная Асия!
Сначала, расказывая нам это, она плакала от незаслуженной обиды. А потом начала смеяться. Мы тоже смеялись. Что же еще остается?!
Да, кстати, если к любому выражению или просьбе вы забудете прибавить слово "плиз" - вас обвинят в грубости и некорректности.
Как в мой первый приезд в Америку учила меня вежливости моя подруга Дайан: "Yes, PLEASE", "No, THANK YOU". А ведь я всегда считала себя человеком вежливым. Как все относительно!
Ну вот, собственно, и все...

Что касается наших взаимоотношений с Неизвестной, то на мои добросовестные ответы она прислала некое резюме (привожу в сокращенном варианте):

Вот что пишет мне в последнем своем сообщении Г.З.:


Ответ на вопрос о списках зороастризма я оставлю, кое-что пропустив. Оставлю Список Шиндлера. Выкину "космополитическую мышь". У меня есть глубокая статья сербского ученого-гуманитария о символизме, связанном с мышью, увы, она перевешивает вашу аргументацию....
..... Хорош кусок текста с размножившимися без меры оленями.
.....Ответ про Еву проходит...

На это я ответила Незнакомке:

Еще раз спасибо, что проходит.
Меня все же как-то немного удивляет это ваше: "годится - не годится". Такое ощущение, что я аспирант, а вы - мой научный руководитель. Хочу напомнить: вы - журналист, я - писатель. Вы спрашиваете - я отвечаю. И ничего более.

Ничего более и не было. Глубокой статьи сербского гуманитария она мне так и не прислала. А я так ее ждала... Я так и не узнала, что же больше любит Г.З. - арбуз или свиной хрящик?! Незнакомка, как я уже говорила, растворилась, исчезла...думаю, навсегда.

А мне пришлось дописывать это интервью.

Барабу, Висконсин, США, январь 2003 г.





 

Сайт управляется системой uCoz