"Диасизм"

 


Александр Воронин
Казань


Ему 55 лет. Тридцать лет из них отданы профессиональной работе литератора. Издано двадцать книг в казанских и московских издательствах. Пьесы его шли в Москве и в Казани, разных городах страны. Сегодня не идут нигде, в чем он обвиняет своих врагов.
А врагов у него немало. И среди коллег по перу, и среди нынешних активистов от политики. Новая книга это число увеличит в N-oe число раз.
Вообще Диас Валеев давно известен своим неуживчивым характером. Со многими "однополчанами" по Союзу писателей он имеет давние антагонистические отношения. Главный контраргумент против него: как смеет он, урожденный татарин, писать на русском языке? Валеев отстаивал и отстаивает свое право писать так, как ему хочется и о чем хочется, невзирая на то, какое мнение о нем и его творчестве сложится в итоге.
Во время перестройки и первых свободных выборов в Верховный Совет СССР он был выдвинут кандидатом в народные депутаты. Но не избран, виновными в чем считал все тех же своих врагов. Впрочем, сам он политикой больше не занимается. Местные националистические движения настроены к нему недоброжелательно. Отнесли его к ряду манкуртов. Валеев в последнее время заставил говорить о себе прессу, когда подавал в суд и выиграл процессы против газет "Суверенитет" и "Казанский телеграф", что говорит о его соответствующем рейтинге как среди местных демороссов, так и среди националов.
Новая книга, о которой пойдет речь, уверен, снова станет поводом нападок и издевок в адрес этого ненормативного человека. Ведь теперь он вступает в бой не за литературные идеалы, не за политические высоты. На этот раз он объявляет себя вестником новой религии, универсалистского философско-религиозного учения, которому сам же и название придумал - диасизм.
... И еще одно отступление. Прежде чем приступить к рассмотрению авторской концепции мироздания, давайте рассмотрим путь самой книги от рукописи к читателю.
Эту книгу - "Истину одного человека, или Путь к Сверхбогу" - Диасу Валееву пришлось издавать не совсем привычным способом. То есть автор чуть ли не впервые для себя столкнулся с проблемой финансирования. И что самое интересное - деньги на издание он нашел. Не знаем, каким образом, но знаем где. Помогли ульяновские мостостроители, точнее 42-й Плавстройотряд при АО "Ульяновскмостострой". К печати книгу готовило издательство "Тан-Заря". С печатанием помогла типография . производственного объединения "Теплоконтроль". Одним словом, весь производственный цикл писатель впервые для себя прошел от начала и до конца, договариваясь и уговаривая людей, доказывая и упрашивая...
Впрочем, еще не до конца. Теперь пророку самому предстоит заняться распространением пятитысячного тиража.
Жизнь сегодня всем диктует новые условия. Писателей она не просто разорила (поскольку раньше они жили с гонораров, получаемых "один-два раза в два-три года", ныне ежемесячно обесцениваемых), но еще заставляет самих и пристраивать рукопись, и доставать бумагу, и договариваться с рабочими в типографии...
Сам Диас Валеев в разговоре честно признался, что такой необычный опыт издания книг его не очень-то обрадовал. А перспектива распространения собственного детища по прилавкам просто пугает.
Кто спорит, нынче это дело непростое. Сегодня даже детективы и фантастику читатели покупают неохотно. А тут - проповедь новой религии!
В основе диасизма лежат три взаимосвязанные концепции. Во-первых, это утверждение о трех типах человека: микро-человеке (тип мещанина, погруженного в быт, все заботы которого связаны с приспособлением и выживанием), макро-человеке (тип сознания, характерный для носителей группового эгоизма - классового, партийного, национального) и мега-человеке. "Мега-я" осознает себя гражданином всей планеты, даже Вселенной. Только в этом состоянии возможно, по утверждению Валеева, общение со Сверх-Богом, только мега-человек способен стать лицом, сотворящим с Богом.
Эту же классификацию автор применяет и по отношению к человеку в целом, его истории, культуре и искусству. И все-таки главное в данном учении: призыв к каждому из нас - открыть в себе мега-человека, отрешиться от мещанских, клановых интересов, выработать в сознании критерии общечеловеческого, вселенского масштаба.
Наконец, в третьих, религиозный аспект диасизма также основывается на принципе троичности. Микроуровню здесь соответствует понятие "He-Бог" (или попросту Дьявол). К макроуровню Диас Валеев относит старые религиозные представления - ислам, христианство, буддизм, иудаизм и так далее. Впрочем, истинности данных религией он не оспаривает, подчеркивая региональность, обособленность, временный характер этих вероучений. Свое же учение он называет религией Сверх-Бога, который соответствует мегауровню Божественного Абсолюта, учением о Боге для всех.
Дар вестничества Диас Валеев открыл в себе пять лет назад. У него появилось родимое пятно под лопаткой, такое же как у Мухаммеда - знак пророка. Разумеется, подобные авторские признания вызовут бурю негодования. Что ж, он это сам прекрасно понимает и уже готов встретить нападки недоброжелателей.
Что это - гордыня самозванства? Или и вправду дар пророчества? Думаю, никто не даст ответа. Очевидно лишь одно: решимость писателя пойти - ради истины - в одиночку против всех. И название этому - либо безумие (по понятиям микро-человека), либо подвиг.
Впрочем, в высказываниях и доводах автора встретишь и немало противоречивого, спорного. Этого не отрицает и сам Валеев, он готов спорить, отстаивать свою правоту. Книга в своей основе полемична, а значит, предполагает дискуссионность.
Впрочем, я спорить не намерен. Пусть этим займутся философы, ученые, священнослужители. Принимая авторский принцип троичности, выскажу три возражения.
Новая религия, в отличие от существующих, на мой взгляд, не отвечает на главный для любого человека вопрос - вопрос о жизни и смерти. Главной чертой старых религий Валеев считает устрашение, он не скупится на цитаты из Библии и Корана, где говорится о наказании грешников и неверующих. Но это ли главное в мировых религиях? Нет, главная черта любого вероучения - утешение. Что нас ждет после смерти? Продолжение существования в иных слоях мироздания или только черточка между датой рождения и смерти? Об этом Валеев не говорит ничего.
И все-таки! Я верю в продолжение жизни за чертой смерти. Смерть - болезненный переход из одной формы существования нашего "я" в другую. Что нас ждет, возмездие или воздаяние, решать нам самим. Здесь, на Земле. Сейчас и всю жизнь.
И еще я не могу согласиться с утверждением автора, будто Бог и Антибог (или Дьявол) - это два полюса одного явления, две диалектически связанные противоположности, две стороны одной медали. Тут мне видится терминологическая путаница, фатальная подмена понятий. Ни одна из существующих религий, ни одно из духовно-философских учений не предполагает подобной диалектики. Троичность Божественного Начала рассматривается на Западе и Востоке по-разному, но нигде Антибог не становится одной из ипостасей самого Бога.
Не хочу вступать в полемику, просто не могу согласиться, что Бог и Дьявол - одно и то же, только с разными знаками.
Наконец, третье возражение. Называя семерых пророков старых религий от Кришны до Мухаммеда, Диас Валеев провозглашает, что и новая панрелигия будет иметь семерых вестников. Четверых он называет - Мирзу Али-Мухаммеда Баба, Мирзу Хусейн-Али Баха-уллу, Шри Рамакришна, Свами Вивекананда. Себя же он называет пятым вестником, словно не замечая, что в двадцатом веке кроме него десятки философов и мыслителей - от Вернадского до Шри Ауробиндо - не только высказывали свои соображения по поводу новой всемирной религии, способной объединить человечество, но и создавали подобные универсалистские учения, ничуть не уступающие диасизму во всеохватности, доказательности, масштабности. Я не говорю уже о Блаватской и Рерихах, приведу лишь в пример "Розу Мира" Даниила Андреева, учение об интеррелигии будущего, в которой сольются все существующие вероучения прошлого и настоящего.
Впрочем, мои возражения вовсе не означают того, что я отвергаю диасизм как таковой. Хочется Валееву быть пятым вестником, пусть будет, Во всяком случае, будет приятно, если он окажется прав, утверждая, что Казань станет центром новой всемирной религии, как до этого стали Иерусалим, Мекка..., Нью-Васюки.
Думаю, эту книгу ждут три возможных пути. Первый, предсказанный самим автором, - путь медленного, но неуклонного распространения диасизма по всему свету. Второй, более вероятный, - путь "голгофный", когда автор, не понятый никем, будет всеми осмеян и забыт. Наконец, третий - самый нежелательный. Когда отпечатанный тираж останется нсраспространенным и нераскупленным, когда "Истину одного человека..." просто никто не захочет услышать.
Бог рассудит...


"Молодежь Татарстана",
1994.03.18.

Сайт управляется системой uCoz