" СВОЯ СРЕДИ ЧУЖИХ......."

 

Совсем случайно ко мне в руки попал сборник повестей и рассказов Майи Валеевой "На краю". Я его прочитала за час, вся в слезах. Думаю, правда все, или нет. Особенно понра-вились рассказы "Во всем виноват Сэм", "Волк", "Побег" и "Аттис"... Чего стоит один "Во всем виноват Сэм". Слезы текли сами собой. Бедный французский бульдог! Я уверена, что из читателей газеты никто ничего не знает о Валеевой, и хорошо, если хоть один человек читал ее произведения. Пожалуйста, напишите о ней. Почему все рассказы так плохо заканчиваются? Один у мирает. второго убивают...
Наталья Ккиенок, Лужесно

 

От редакции: Да, Наташа права: произведения Майи Валеевой действительно "берут за живое". Несколько лет назад (1999 год) мы уже знакомили наших читателей с ее рассказами, начиная именно со сборника "На краю"...

МАЙЯ ДИАСОВНА ВАЛЕЕВА, прозаик и художник-анималист, родилась в 1962 году в Казани. Автор десяти книг и многочисленных публикаций, в основном о жизни животных. Зоолог по образованию, она любит путешествовать как по диким местам России, так и других стран.
Любовь к животным и восхищение изменчивым и совершенным миром живой природы красной нитью проходят через все творчество Майи Валеевой. Первая ее книга с авторскими иллюстрациями - "Повесть о черной собаке" вышла в свет в год 18-летия Майи. И по сей день дочь известного писателя и драматурга Диаса Валеева остается верна своему призванию писательницы и художницы-анималистки. В США, где она проживает в настоящее время, Майя вместе со своим другом красноярским художником Владимиром Бахтиным с увлечением работает над росписью панно для Висконсинского университета. Тема этого монументального произведения - живописные пейзажи, населенные столь
любимыми Майей мохнатыми и пернатыми обитателями.
В Татарском книжном издательстве увидел свет сборник повестей и рассказов "Люди и бультерьеры", куда вошли лучшие произведения автора, написанные за последние пятнадцать лет. В книге обнажён безжалостный мир подонков, для которых собачьи бои - лучшая забава плюс выгодная коммерция. Повесть "Чужая" рассказывает о драматичной истории волчицы, которая в силу обстоятельств с самого рождения вынуждена жить среди людей сначала в обычной городской квартире, а после в загородном коттедже. Семь увлекательных прозаических миниатюр о "братьях наших меньших" написаны на чукотском, болгарском, испанском и американском материалах.
Впечатляющая география Майиных рассказов - литературный итог бесконечных путе-шествий по стране и миру, в которых она провела немалую часть своей жизни, будучи еще студенткой биофака КГУ.
Язык не поворачивается назвать Майю Валееву писателем-анималистом.
Это сразу ставит ощутимые рамки, за которые трудно выбраться. В первую очередь неподготовленному читателю. Ведь анималист - это художник, изображающий животных. Валеева же хоть и пишет о "братьях наших меньших" все-таки стремится показать нам
людей. И на первых же страницах сомневается: "Людей ли?".
Читая очередной сборник Майи Валеевой, на первый взгляд может показаться, что ее мир прост. Это ощущение возникает из-за родства сюжетов. В повести "Чужая" работник зоопарка Эля случайно спасает жизнь волчонку, которого зоотехник хотел утопить в ведре. "Он появился на свет случайно", - вторит сама себе Майя Валеева в дру-
гой повести - про бультерьера Криса. Мотив "чужого" становится центральным, крепко сплетаясь с еще одним сквозным мотивом - одиночества. Это чувство знакомо боль-шинству героев произведений Майи Валеевой.

Особое место в жизни и волчицы, и Криса занимает- "маленький теплый человечек" -ребенок хозяев. Судя по всему, образ чистой, еще не испорченной "здравым смыслом" души - один из самых дорогих для автора. Он присутствует и в рассказе "Андалузский бык", где "крошечный странный человечек" из воспоминаний смягчает свирепого противника матадора, тем самым, спасая от гибели пятилетнего мальчика, выбежавшего на арену корриды. Это и "маленький хозяин" Алеша из "Ошибки старика Кеутэгина", у которого дед, опасаясь за жизнь мальчика, отнял чукотского пса-хаски Чауна. В том же ряду и девочка Ася из раннего рассказа "Бедный кролик", которая теряет любимое животное, ставшее разовым блюдом взрослых.
И до сих пор Майе Валеевой необходим этот маленький персонаж. В написанном год назад рассказе "Сьерра Мадре" он появляется снова. Теперь это "спотыкающийся человеческий детеныш" Тэдди, который в восемь лет теряет своего верного пса Лукаса, потому что родители не пожелали лечить старую собаку. Майе Валеевой необходима не просто чистая душа ребенка, а все вытекающие из нее чувства. Это почти всегда упрямое неприятие того, что взрослые называют "объективными обстоятельствами". Трудно объяснить ребенку, почему кролика нужно обязательно съесть, быка - отдать на корриду, собаку, очевидно, подхватившую бешенство, - пристрелить, а старого пса - "цивилизо-ванно" усыпить. Ребенок у Валеевой - это беззащитный защитник.
Не покидает ощущение, что книга автобиографична. Почти всегда повествование ведется от первого лица. Рассказчица "Чужой" - выпускница биофака, героиня повести "Люди и бультерьеры" - журналистка. Сама Майя Валеева и журналист, и зоолог в одном лице...
Люди и бультерьеры... Это не противопоставление. Персонажи криминального мира тоже имеют клички, тоже перетянуты кожаными ремнями... Они похожи, как
братья-близнецы. И не только друг на друга, но и бультерьеров, к которым их так
предательски влечет. Неудивительно, что своим резонером писательница выбрала
именно "братка", "что в гневе был страшнее всех его питов и булей". И все-таки: "Звери... по-настоящему свободны. Они не знают подлости, корысти, ненависти". И
как только Бонус, он же Олег Иванович, понимает эту истину, он тоже становится
чуждым миру и таким же одиноким, как и другие герои Майи Валеевой.
"Этот свет и это тепло не нуждались во мне, не звали меня - это была чужая
и чуждая жизнь, и я остро ощущала свою потерянность и одинокость", - написала Майя Валеева год назад в своем эссе "Провинциальная Америка". И в тот момент она была так же одинока и отчуждена от мира, как и ее любимые герои.

Н.Сляднева, "Мир животных",
Гомель, 2005, №4







 

Сайт управляется системой uCoz