" СВОЯ СРЕДИ ЧУЖИХ......."
|
Совсем
случайно ко мне в руки попал сборник повестей и рассказов Майи Валеевой "На
краю". Я его прочитала за час, вся в слезах. Думаю, правда все, или нет.
Особенно понра-вились рассказы "Во всем виноват Сэм", "Волк",
"Побег" и "Аттис"... Чего стоит один "Во всем виноват
Сэм". Слезы текли сами собой. Бедный французский бульдог! Я уверена,
что из читателей газеты никто ничего не знает о Валеевой, и хорошо, если хоть
один человек читал ее произведения. Пожалуйста, напишите о ней. Почему все
рассказы так плохо заканчиваются? Один у мирает. второго убивают...
Наталья Ккиенок, Лужесно
От редакции: Да, Наташа права: произведения Майи Валеевой действительно "берут за живое". Несколько лет назад (1999 год) мы уже знакомили наших читателей с ее рассказами, начиная именно со сборника "На краю"...
МАЙЯ ДИАСОВНА ВАЛЕЕВА, прозаик
и художник-анималист, родилась в 1962 году в Казани. Автор десяти книг и многочисленных
публикаций, в основном о жизни животных. Зоолог по образованию, она любит
путешествовать как по диким местам России, так и других стран.
Любовь к животным и восхищение изменчивым и совершенным миром живой природы
красной нитью проходят через все творчество Майи Валеевой. Первая ее книга
с авторскими иллюстрациями - "Повесть о черной собаке" вышла в свет
в год 18-летия Майи. И по сей день дочь известного писателя и драматурга Диаса
Валеева остается верна своему призванию писательницы и художницы-анималистки.
В США, где она проживает в настоящее время, Майя вместе со своим другом красноярским
художником Владимиром Бахтиным с увлечением работает над росписью панно для
Висконсинского университета. Тема этого монументального произведения - живописные
пейзажи, населенные столь
любимыми Майей мохнатыми и пернатыми обитателями.
В Татарском книжном издательстве увидел свет сборник повестей и рассказов
"Люди и бультерьеры", куда вошли лучшие произведения автора, написанные
за последние пятнадцать лет. В книге обнажён безжалостный мир подонков, для
которых собачьи бои - лучшая забава плюс выгодная коммерция. Повесть "Чужая"
рассказывает о драматичной истории волчицы, которая в силу обстоятельств с
самого рождения вынуждена жить среди людей сначала в обычной городской квартире,
а после в загородном коттедже. Семь увлекательных прозаических миниатюр о
"братьях наших меньших" написаны на чукотском, болгарском, испанском
и американском материалах.
Впечатляющая география Майиных рассказов - литературный итог бесконечных путе-шествий
по стране и миру, в которых она провела немалую часть своей жизни, будучи
еще студенткой биофака КГУ.
Язык не поворачивается назвать Майю Валееву писателем-анималистом.
Это сразу ставит ощутимые рамки, за которые трудно выбраться. В первую очередь
неподготовленному читателю. Ведь анималист - это художник, изображающий животных.
Валеева же хоть и пишет о "братьях наших меньших" все-таки стремится
показать нам
людей. И на первых же страницах сомневается: "Людей ли?".
Читая очередной сборник Майи Валеевой, на первый взгляд может показаться,
что ее мир прост. Это ощущение возникает из-за родства сюжетов. В повести
"Чужая" работник зоопарка Эля случайно спасает жизнь волчонку, которого
зоотехник хотел утопить в ведре. "Он появился на свет случайно",
- вторит сама себе Майя Валеева в дру-
гой повести - про бультерьера Криса. Мотив "чужого" становится центральным,
крепко сплетаясь с еще одним сквозным мотивом - одиночества. Это чувство знакомо
боль-шинству героев произведений Майи Валеевой.
Особое место в жизни и волчицы,
и Криса занимает- "маленький теплый человечек" -ребенок хозяев.
Судя по всему, образ чистой, еще не испорченной "здравым смыслом"
души - один из самых дорогих для автора. Он присутствует и в рассказе "Андалузский
бык", где "крошечный странный человечек" из воспоминаний смягчает
свирепого противника матадора, тем самым, спасая от гибели пятилетнего мальчика,
выбежавшего на арену корриды. Это и "маленький хозяин" Алеша из
"Ошибки старика Кеутэгина", у которого дед, опасаясь за жизнь мальчика,
отнял чукотского пса-хаски Чауна. В том же ряду и девочка Ася из раннего рассказа
"Бедный кролик", которая теряет любимое животное, ставшее разовым
блюдом взрослых.
И до сих пор Майе Валеевой необходим этот маленький персонаж. В написанном
год назад рассказе "Сьерра Мадре" он появляется снова. Теперь это
"спотыкающийся человеческий детеныш" Тэдди, который в восемь лет
теряет своего верного пса Лукаса, потому что родители не пожелали лечить старую
собаку. Майе Валеевой необходима не просто чистая душа ребенка, а все вытекающие
из нее чувства. Это почти всегда упрямое неприятие того, что взрослые называют
"объективными обстоятельствами". Трудно объяснить ребенку, почему
кролика нужно обязательно съесть, быка - отдать на корриду, собаку, очевидно,
подхватившую бешенство, - пристрелить, а старого пса - "цивилизо-ванно"
усыпить. Ребенок у Валеевой - это беззащитный защитник.
Не покидает ощущение, что книга автобиографична. Почти всегда повествование
ведется от первого лица. Рассказчица "Чужой" - выпускница биофака,
героиня повести "Люди и бультерьеры" - журналистка. Сама Майя Валеева
и журналист, и зоолог в одном лице...
Люди и бультерьеры... Это не противопоставление. Персонажи криминального мира
тоже имеют клички, тоже перетянуты кожаными ремнями... Они похожи, как
братья-близнецы. И не только друг на друга, но и бультерьеров, к которым их
так
предательски влечет. Неудивительно, что своим резонером писательница выбрала
именно "братка", "что в гневе был страшнее всех его питов и
булей". И все-таки: "Звери... по-настоящему свободны. Они не знают
подлости, корысти, ненависти". И
как только Бонус, он же Олег Иванович, понимает эту истину, он тоже становится
чуждым миру и таким же одиноким, как и другие герои Майи Валеевой.
"Этот свет и это тепло не нуждались во мне, не звали меня - это была
чужая
и чуждая жизнь, и я остро ощущала свою потерянность и одинокость", -
написала Майя Валеева год назад в своем эссе "Провинциальная Америка".
И в тот момент она была так же одинока и отчуждена от мира, как и ее любимые
герои.
Н.Сляднева, "Мир
животных",
Гомель, 2005, №4