В последние годы в Татарском книжном издательстве и издательстве "Тан-
Заря " вышли две уникальные в своем роде книги- "Третий человек,
или Небожитель" и 2истина одного человека, или путь к Сверхбогу".Их
автор- известный писатель Диас Валеев.С Валеевым можно соглашаться или спорить,
но факт остается фактом- писателей, кто ставил бы перед собой столь грандиозную
цель, единицы. В своих книгах Диас Валеев дает абсолютно свой, совершенно
необычный взгляд на многие вещи, он претендует на создание нового учения о
человеке и Боге. С писателем встретился наш внештатный корреспондент и просил
его поделиться своими идеями с читателями "Криса"
- Диас Назихович, Вы зарекомендовали себя довольно непредсказуемым человеком,
и все-таки, согласитесь, выступить вдруг с концепцией нового единого Бога,
новой мировой религии- этого даже от вас вряд ли кто ожидал. Почему сейчас?
Почему не вчера или не завтра?
- Последние года- время смуты, анархии, хаоса. Только в такой момент можно
выступить с планами стратегического порядка. Вчера мне никто не дал бы и рта
раскрыть, а завтра, когда все снова утрамбуется, возвещение новых истин станет
так же невозможным. Во все времена люди более всего нетерпимы к новым идеям.
Так что завтра, когда люди опомнятся, будет уже поздно- книга уже вышла, птичка
вылетела.
- И в клюве у этой птички зерно новой мировой религии? Поверить в это людям
трудно, почти невозможно.
- Я и не призываю их верить. Я высказал какую-то сумму идей, и это уже дело
современников и потомков.- принимать или не принимать их.Если эти идеи станут
необходимостью, они рано или поздно будут приняты.Я думаю, что крайняя нужда
в новых принципах построения мира, в том числе религиозного, будет от десятилетия
к десятилетию объективно возрастать. И вот тогда-то идеи вроде моих станут
для людей манной небесной. Так что я не нервничаю, не спешу.
- Теперь давайте обратимся к сути.
- Суть такая. Представьте три великих эпохи в жизни человечества. В первую
очередь эпоху, тянувшуюся десятки тысяч лет, у людей в самых разных точках
планеты, возникли языческие представления о Боге. Это была эпоха культа многобожия.
Река была Богом, дерево- Богом, молния в небе- тоже Богом, весь мир был населен
божествами. Во вторую великую эпоху- назовем ее эпохой региональных Богов-
у народов индии возникли представления о Высших силах в форме Богов Брахмы,
Вишну, Шивы. Это были XII-VII в.в. до новой эры. В седьмом же веке до новой
эры у древних персов родились представления об Ормузде и Аримане, богах света
и тьмы, а у древних иудеев- о Боге Яхве. В VI-V в.в. до новой эры на земле
Индии появляется Будда, считающийся земным воплощением Бога Вишну, а в I веке
уже новой эры в Палестине возникли первые постулаты о Боге-Отце, Боге-Сыне,
Боге- святом Духе. И наконец, самый молодой региональный Бог человечества-
Аллах Всевышний. Его время и место рождения- VII век новой эры. А вот в XIX-XXI
веках происходит закладка фундамента нового единого Храма для всего человечества.
Первые камни в фундамент этого храма в XIX веке вытесали и положили в Иране
проповедники Баб и Баха-Улла, в Индии- Рамакришна и Вивеканда. Мой вклад в
это грандиозное строительство (мои книги "Путь к Сверхбогу", "Третий
человек", или Небожитель")- пятый по счету, и, видимо, не последний.
Я уверен, в XXI веке придут еще два вестника.
- А в чем отличие этой религии по внутренней сути?
- Все традиционные религии несут в себе для человечества мотив страха. Все
Боги взывают к человеку: "Уверуй в меня!". Эта идея- уверуй, покорись,
признай меня как высшее начало- резко и отчетливо звучит и в индуизме, и в
иудаизме, и в христианстве любых оттенков и направлений, и в исламе. Всюду
непременно звучит один и тот же вопрос: "Уверовал ли ты в меня?".
Религия Сверхбога дает человеку другой императив: "Поднимись! Стань выше!"Стань
равным мне, Богу! Стань богочеловеком1"Новая религия требует от человека
прыжка в идеальность, в свое высшее "Я". И этого требует не только
новая религия- прыжка в свое высшее "Я" требует от человека сама
технология развития мировой жизни. Если человек не совершит такого прыжка-
прекратится его развитие, развитие человеческой цивилизации.
- Как, по- Вашему, означает ли рождение новой религии то, что существующие
мировые религии станут не нужны?
-Все рождается, и все имеет свой конец. Религии, представления о месте человека
в мире тоже рождаются и умирают. Сегодня почти исчерпаны, на мой взгляд, внутренние
ресурсы всех мировых религий, хотя бесспорно, что они оказали громаднейшее
влияние на развитие человечества. И пока существует хотя бы один верующий
в Христа, в Будду или в Аллаха- до тех пор должны существовать и церкви, и
дацаны, и мечети. Но речь идет и о завтрашнем дне, о том, что будет питать
душу завтрашнего человека. Это процесс длительный и порой для нас непредсказуемый.
Просто многие из задач, перед которыми стоит сегодня человечество, находятся
далеко за рамками сегодняшнего бытия.
- Спасибо за беседу, Диас Назихович.
Можно верить или не верить писателю, можно по- разному относиться к его идеям.
Но после этого разговора мне очень хочется прочесть его книги:сможет ли Валеев
убедить меня и других своих читателей?
Светлана
Султанова