" ХОЧЕШЬ, ПЕС, Я ТЕБЯ ПОЦЕЛУЮ?"

 



Едва сел за стол и включил компьютер, чтобы начать эту статью, как увидел в окне подсказку для ее начала. Пес благородных голубых кровей, может быть, незаконный отпрыск немецкого ба- рона, изящно вскочил на мусорный бак и стал в нем копаться, как широко известный скупой рыцарь в поисках чего-то, только ему известного. Но тут "бродяга к Байкалу подходит", к баку то есть -очень современный бывший интеллигентный человек - на русском "бич",- по-французски "бомж"- и немец, ни слова не тявкнув, неохотно спешивается с бака. К археологическим раскопкам приступает любитель легкой наживы, экипированный по по-следнему слову спецназовца тонким металлическим "вещепищеискателем" - и снаряжением для складирования найденных сокровищ - грязным рюкзаком и еще более унавоженной кошелкой... Да что я распинаюсь! Это вы видите сами в казанском, московском, питерском, красноярском, а короче, любом российском дворе в данный период стабилизации и неуклонного подъема нашей экономики, стремящейся к удвоению валового национального продукта. Последнее будит во мне нос- тальгическое воспоминание о "кукуризации"всей страны и - на ее базе - построении коммунизма к восьмидесятому году прошлого столетия…
И пусть книга Майи Валеевой совсем не об этом - кукурузе и коммунизме, а о людях и животных, но после прочтения ее повестей и рассказов мысль невольно уходил в "заоблачный плес". Читателям Майя Валеева больше известна как- писательница-анималистка, уверен, многими любима, а мне так и лично почти с пеленок, знакома благодаря дружбе с ее отцом, знаменитым писателем, философом, создателем новой религии и вот такой прекрасной дочери. Кстати, Майя Диасовна не только писательница, но и не менее талантливая художница, каких в Америке, например, не нашлось. Недаром ее завлекли в Штаты для реализации художественных замыслов. И она их с блеском воплотила в заокеании, а заодно написала на русский манер и яркие рассказы об "их нравах".Старая формула: все познается в сравнении. Но, как говорится, смотря что и с чем сравнивать. Но вот М. Валеева для изучения человечества взялась сравнивать - его с фауной: люди и бультерьеры, люди и волки, люди и медведи, люди и журавли-гуси-лебеди. Метод не новый. Толстовский Холстомер, чеховская Каштанка, джеклондонский Белый Клык, есенинские "Песнь о собаке", "Сукин сын"... Или бунинский рассказ "Сны Чанга" и его сонет "Собака", напомню три его по-, следние строки:
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как Бог я обречен
Познать тоску всех стран
и всех времен
Но, как и всегда это бывает с талантливыми художниками, Майя Валеева похожа только, на саму себя: она никому не подражает, в том числе и отцу, и с детства - а пишет она со школьных лет- ее душа, перо и кисть рисуют свои неповторимые картины взаимодействия, сосуществования, вражды и дружбы между людьми и животными, домашними, и дикими. И при этом она во всем оста- ется женщиной, красивой, умной, иногда лукавой, наблюдательной и проницательной. И, как говаривала моя мама, одинаково "жалливой" и к людям, и к животным. Ее симпатии всегда на стороне слабых и свободолюбивых. Она неизменно остается матерью всему сущему и доброму в этом жестоком мире, где люди нередко завидуют жизни собак. И где собаки редко убивают друг друга, зато люди уничтожают себе подобных во все времена и при всех обстоятельствах в неисчислимых коли-чествах.
Такие люди, как Майя Валеева, обречены на вечное скитание по свету, будь то мордовские леса, сибирская тайга или приамурские болота, Казань или провинциальный городок Саук-Сити в штате Висконсин... Ее дом - весь мир, населенный удивительными в своей обыденности существами, о которых надо писать и пером, и кистью, иначе они исчезнут и о них не останется памяти. Поэтому надо торопиться пожалеть бедного кролика, могучего андалусского быка, волчицу Еву, мальчишек Руслана и Фарита, собак Криса и Чака, а главное, подсказать нам, людям, быть милосерднее друг к другу и к тому, что нас окружает. Прежде всего к Природе, нашей матери, вскармливаю- щей нас и, ждущей, от нас доброго к себе отношения. Ибо дальнейшее попрание ее законов грозит гибелью всему живому. И в этом контексте вопрос, исподволь подставленный писательницей, является ли человек другом собаки, носит философски предостерегающий характер........
Проза Майи Валеевой под вуалью анимализма таит ее социальный протест воспрйятию действительности, где человек человеку -волк. В каждом ее произведении ясно обозначено в каком пространстве и времени и социальной среде находятся люди и звери. И даже просматривается подспудное сопоставление "социальных систем", например, в собачьем сообществе и нашем с вами на сегодняшний день. "Если Джохар был как бы собачьим "президентом", Лада - "первой леди", Рэкс "вице-премьером", то фокстерьер Чаппи, несомненно был президентским "пресс-секретарем". Джохар, как и его "пресс-секретарь", погибает от зубов волчицы Евы, его Лада остается вдовой, а президентом, наверное, становится Рэкс. Нечто похожее имело место в одном из регионов России... Да и вообще мы, люди, а, писатели в особенности, склонны приписывать собственное понимание добра и зла, своих мыслей и чувств другим - и людям, и зверям. Это и есть то, что называется сопереживанием и состраданием. Без этого немыслима жизнь, и слава Богу, что религия и искусство направлены на поддержание в наших сердцах и душах этого священного огня. И Майя Валеева испепеляет свой талант на жертвеннике поклонения и служения сохранению "экологической чистоты" человеческого разума и духа.
Буквально сегодня утром моя жена сказала, что наш общий знакомый бич, убитый недавно ударом "тупого неопознанного предмета по голове" собутыльником, или охотником за его нищенской "гостинкой", получив месяца два назад в дар полкило сосисок, первым долгом понес их своей кошке: "Я-то привык голодать, а Машка; должна быть сытой..." Этот бомж, покинутый всеми из-за непомерного пристрастия к дешевым "краснухе" и "паленке", сохранил любовь к единственной свидетельнице некогда благополучной жизни, к своей Машке, бескорыстно привязанной к своему больному алкоголизмом хозя ину. Думаю, Бог простит покойному за его взаимность многие его прегрешения.
Книги призваны учить нас разным вещам. Художественная литература как наиболее читаемая несет самую ответственную нагрузку за воспитание в нас активного гуманизма и альтруизма -способность самоотверженно и бескорыстно пренебрегать собственными благами во благо других. И Майя Валеева вводит нас в этот реальный и все же сказочный - мир альтруизма и взаимной любви и служения живых существ -людей и животных - друг другу. Идет благородный и ненавязчивый процесс воспитания чувств...
И вот еще какие мысли возникли у меня в голове над книгой, кстати, десятой по счету, казанской писательницы-анималистки. Творения Майи Валеевой будят в душе воспоминания о нашем опыте общения с животными. В моей памяти, например, сразу же воскресли светлые образы первых моих собак, Султана и Джека, обыкновенных дворняг, но не менее благородных по своему поведению и отношению ко мне, в то время пацану, чем самые чистокровные дворяне. И когда лохматый Джек жестокой зимой сорок первого года прибежал в наш двор тяжело раненным дробью, с выбитым глазом, я, не задумываясь, поместил своего друга в теплом хлеву, подстелив под него сена и накрыв своим единственным пальтишком. Тогда мы со старшей сестрой, секретарем райкома комсомола, жили в Мамадыше, а мама рыла окопы где-то под Казанью. А ещё раньше, в моей родной деревне Букени Мамадышского района, я испытал настоящее душевное потрясение. Поросенка Зюрку, с которым я играл с ранней весны до поздней осени и даже спал с ним, вдруг закололи. Как он, бедный, визжал!.. Я долго отказывался есть его мясо. Наверняка в жизни каждого из нас были или есть дорогие сердцу животные, и книга Майи Валеевой только усилит наше понимание и любовь к ним!
И все же жалко домашних собак. Они платят за свою относительно сытую и спокойную жизнь свободой. Но в России около миллиона людей сидят в тюрьмах и лагерях, тысячи и тысячи бомжей и малолетних беспризорников влачат существование по подвалам, чердакам и в колодцах теплотрасс, или в землянках на городских свалках. А более миллиона в год дорогих россиян вообще отдают Богу душу. И кому же на Руси жить лучше - людям или бультерьерам?..

Александр МАТВЕИЧЕВ,
член Союза российских писателей.

 





 

Сайт управляется системой uCoz