"Ищу человека или Пророк из древней Казани"

 


Александр Матвеичев
Красноярск


Как бы вы себя почувствовали и что бы вы подумали, дорогой читатель, если бы повстречали своего старого друга (которого знаете почти сорок лет, совершенно не пьющего, только беспрерывно читающего и пишущего), а он вам спокойно, с веселым смешком, сказал бы буквально следующее:
- В своих книгах я выступаю как пророк новой единой религии для всего человечества. А пророку самим Богом определено все знать...
По-моему, эти слова Диаса Валеева у меня лично вызвали даже улыбку, но ни тени сомнения: зря он слов на ветер не бросает. Еще студентами - он геофака университета, а я радиофака авиационного института - подружились мы в Казани на заседаниях литературного объединения осенью пятьдесят седьмого года. Ныне Диас Валеев - прозаик, драматург, философ, эссеист, теолог, лауреат Государственной премии Татарстана, заслуженный деятель искусств Татарстана и России.
В Казани и Татарстане он известен так же, как Виктор Астафьев в Красноярске и России. И когда однажды летом, году в восемьдесят четвертом, он приехал со своей дочерью Диной в наш город, мы побывали в гостях у Виктора Петровича Астафьева в Овсянке. Оказывается, они вместе за несколько лет до этого провели лето в одном из домов творчества, и Виктор Петрович, при нас вернувшийся с рыбалки, принял нас просто и радушно.
Сидели в его домике в семейном кругу - с женой, внуком хозяина, пили чай, слушали рассказы Виктора Петровича о сибирском житье-бытье. А Диас Валеев, как всегда, сжато, даже скупо, помнится, рассказывал о работе над своим романом-эссе.
Сто пятьдесят машинописных страниц этого романа он показывал мне задолго до этого, в конце шестидесятых годов, когда я бывал у него в Казани. Летом же 1984 года он сказал с печальной улыбкой:
- Никогда роман, конечно, не напечатают - слишком расходится с диаматом и истматом. Я разрабатываю свою, "третью" философию Вселенной - ее физического и духовного лица...
Наверное, тогда я понимающе кивнул и спокойно выслушал Валеева: к его фантазиям я давно привык. А мои лучшие философские познания ограничивались главой из "Краткого курса ВКП(б)" об этих "-матах", институтским суррогатом да кандидатским экзаменом по философии марксизма-ленинизма - жутким экстрактом "философской мысли" от "Ромула до наших дней".
К тому же на момент нашего визита к В. Астафьеву ни романа, ни рукописей Валеева по "Философии Вселенной" не существовало. Еще в 1969 году Диаса Валеева вызвали в идеологический отдел КГБ республики и предложили ознакомить чекистов со всеми его рукописями. "Нам надо изучить их". Валеев, чтобы выиграть время, остановил прыть чекистов: "Возьмите у прокурора ордер, приезжайте и обыскивайте..." И в первую же свободную от допросов ночь спрятал два рюкзака с рукописями в дровах в сарае у родителей, а третий - в подполье на даче. Через несколько дней, как и следовало ожидать, сарай сгорел, а подполье весной затопило водой. Многолетний труд мыслителя погиб. Мимо "чеки" не проскочишь...
Прошла четверть века. В сентябре 1994-го мы - Диас Валеев, я с женой - сидим в его квартире в Казани. Я держу в руках объемистую, почти на 650 страниц, книгу под названием "Третий человек, или Небожитель". И думаю, что слово выстраданной веры ни в огне не горит, ни в воде не тонет. А за окном - прекрасный сентябрьский день то ли бабьего лета, то ли золотой осени, и очень жаль, что на разговор нам времени отпущено всего час.
- Все мои книги, - говорит Валеев своим мягким баритоном, прихлебывая чай, - о пути человека, о его нахождении, условно, говоря, между Богом и Сатаной, о походе человека от Дьявола к Богу. Из них самые главные - это только что изданный роман-эссе "Третий человек, или Небожитель" и сборник проповедей, бесед, изречений "Истина одного человека, или Путь к Сверх-Богу", увидевшая свет в прошлом году.
Суть этих книг вкратце такова. В жизни человечества были три грандиозных эпохи: языческая, начавшаяся 80-36 тысяч лет до н.э., ныне фактически исчезающая эпоха региональных богов: Брахмы, Вишну, Шивы - в XII-VII до н.э. (верования древнеиндийских племен); бога Яхве у древних евреев в VII веке до н.э.; богов Ормузда и Аримана у персов тоже в VII веке до н.э. У индусов в VI-V веках до н.э. происходит очередная аватара Вишну, рождается "исполняющий обязанности Бога" Будда. И уже в новую эру, в первом веке, в Палестине происходит рождение в человеческих представлениях Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа. Последним богом эпохи региональных богов в седьмом веке н.э. становится Аллах Всевышний, родившийся у арабов в Западной Аравии. Вот шесть основных церквей последних тысячелетий. И все они ныне, по Валееву, исчерпывают свой потенциал. Наступает новая, третья, грандиозная эпоха единого Мега-Бога, или Сверх-Бога, единого Бога для всего человечества - для белых, красных, черных и желтых, для богатых и бедных, для британцев и русских, для татар и жителей, допустим, Африки. Первыми вестниками этого единого Бога, единой религии в прошлом веке были: в Иране - Баб и Баха-Улла, в Индии - Шри Рама-кришна и Свами Вивекананда. Книги Валеева - это пятая попытка возвестить новое учение о Боге...
Уже позднее, в поезде, я прочитал в книге Д. Валеева: "Да, я - обыкновенный человек с бездной недостатков, но, как видите, я не ваш природно. Не ваш по всему - по крови, по мышлению, по происхождению, по целям, по назначению, по вере. Я принадлежу лишь самому себе, всей человеческой расе и Божественному Абсолюту. И тому звездному народу, который, верю, станет творцом новых мировых ценностей, необходимых человечеству для выживания и броска в небо".
Вот так! Мой друг жил всю жизнь на гроши, его терроризировала охранка, уничтожая его неповторимые рукописи, устанавливала подслушивающие устройства не только на телефонной линии, но и в спальне. Трижды ему угрожали убийством. И это к ним, его мучителям, обращает свой вопрос Диас Валеев: "Что для вас художник, поэт, философ, вестник? Так было, к сожалению, во все века вашего существования. Вы всегда до предела укорачивали жизнь творцам..."
Как содержание Библии или Корана не изложишь в одной статье, так и книги Д. Валеева можно понять, лишь процедив их через свое сознание и сердце. Ищите их - и обрящете.
И я решаюсь дать разговору другое направление.
- Давай, потолкуем о делах земных, но с оглядкой на небо. Я прочитал твою пьесу "Карликовый буйвол", вышедшую отдельной книжкой в прошлом году. В ней действуют легко узнаваемые персонажи из руководства КПСС и КГБ бывшего СССР. Что побудило тебя к написанию этой пьесы, и как она увязывается с твоей религиозной концепцией?
- "Карликовый буйвол" - это, я бы сказал, несколько хулиганская, но тем не менее вполне реальная, версия того, что случилось со страной. Прототипом главного персонажа является человек с известной отметиной на лбу, недавний герой наших душ, печати, радио: политик, сошедший со сцены. В пьесе он подан под другой фамилией, со многими двойниками. Это история его гибели, история его двойничества... Мне кажется, что помимо чисто внешней, парадной, официальной политической жизни существует некая тайная жизнь, тайная власть. И нередко эта тайная власть определяет основные параметры нашего бытия. На протяжении многих веков да и сейчас идет страшная, не прекращающаяся война за мировое господство. Условно говоря, это война между Богом и Сатаной, между богоносцами и сатанистами. С этих позиций рассматриваю я и попытки захвата России, разрушения ее государственности сатанистами, начиная с нашествия Наполеона, а, может даже, с эпохи Петра I. Затем в том же ключе действовали декабристы, так называемые "новые люди", использовавшие некоторые послабления абсолютизма для создания в России агентуры сатанистов.
- Выходит, твои взгляды на тот период истории России совпадают с оценками Ф. Достоевского?
- Частично да, - соглашается Валеев. - В течение почти пятидесяти лет, начиная с Крымской кампании, длился разгул "бесовщины", направленный на захват Сатаной не только России, но и всей Евразии. А революции пятого и семнадцатого годов - ни что иное как насильственные попытки завоевания сатанизмом России и Евразии в целом.
- Похоже, идеи коммунизма, марксизма-ленинизма вполне выражают идеологию сатанизма?
- Не совсем так, - возражает Валеев. - Идея коммунизма сама по себе прекрасна. Но на нее - на ее тело и дух - подобно вампиру, насел сатанизм. Вампиризировав идею, он высосал из нес все соки. И в этом контексте я смотрю на фигуры Троцкого, Ленина как на носителей этого сатанинского начала. Вожди революции, напялившие на себя рабочие кепки и буденовки, на самом деле вынашивали в своих мозгах планы сатанинские - завоевать мировое господство. Особое место среди них принадлежит Сталину. Это колоссальная политическая фигура, самая загадочная фигура последних столетий. И кто же он? В борьбе с Богом Сатана чаще всего приходит в облике Бога. Сатана и Бог двойники-антиподы, два брата-близнеца. Поэтому и Бог может являться в облике Сатаны. Ведь именно Сталин спас российскую государственность. Он спас... Все сатанисты вскоре ушли в бездонную воронку репрессий, разверзнутую ими самими.
Я мысленно ахнул, а вслух произнес:
- Но туда же угодило и очень много ни в чем неповинных?
- Да, очень много - миллионы невинных. И сотни тысяч сатанистов. Их позиции к сороковому году были подорваны, и тогда Сатана запустил на Россию каток фашизма. Повторяется вариант нашествия Наполеона, только масштабы другие. И снова миллионы сатанистов и миллионы невинных были сброшены в преисподнюю. Но сам сатанизм не был повержен. Борьба продолжается. Видимо, сатанизмом на двадцатый век планировался захват России в качестве плацдарма для покорения сначала мусульманского мира, а затем территорий, населенных буддистами и индуистами. В рамке этих планов я рассматриваю события 80-90-х годов в России. Если это так, то русским армиям придется выполнять ту же роль пушечного мяса, какую играли французы и немцы во времена наполеоновского и гитлеровского нашествий.
С пророками не спорят. Я просто задаю вопрос:
- Так, выходит, за рекламной угрозой Жириновского о броске на Юг кроется нечто реальное?
- Да, это отвечает глобальному замыслу сатанизма. В двадцатом веке, по-видимому, планировался захват всего Евро-Азиатского континента, а в двадцать первом - всей остальной части мира.
- Но тогда где-то в мире существует штаб, центр координации, выработки идеологии, стратегии и тактики. Он должен иметь в своем распоряжении огромные средства - без этого планы останутся невыполненными. И, наконец, это конкретные люди. Ты можешь назвать хотя бы несколько имен?
- Видишь ли, я делаю свой геополитический, геонравственный, георелигиозный анализ мировых процессов, исходя из каких-то общих позиций с использованием своих знаний философии, религии. Кто конкретно - какие организации, какие люди поименно заняты реализацией планов Сатаны, я не знаю и знать не хочу. Впрочем, их лица ежедневно мелькают на экране телевизора...
Д. Валеев не состоит ни в одной из нынешних политических партий. И нынешняя российская действительность представляется ему театром марионеток, где партии, их лидеры, руководители страны - детали "сатанинского пейзажа", режиссером которого выступает Сатана. "Это очень тонкая, продуманная, блестящая, блистательная игра сатанинского театра", - говорит он. Что касается будущего человечества, то он с некоторой долей сомнения более всего уповает на благоразумие человека на его трудном пути от Сатаны к Богу. Из микрочеловека - мелкого эгоиста, заботящегося только о своем биологическом существовании, из макрочеловека, обладающего национальным, групповым и классовым эгоизмом, должен появиться, возникнуть "третий человек", "небожитель", "человек-звезда", для которого общечеловеческие и сверхчеловеческие ценности будут превыше всего. Многие годы Диас Валеев идет по жизни с фонарем Диогена и, поднося его к лицам современников, говорит: "Ищу человека"...
Диас Валеев, чья душа, по существу, - "сплошная рана", занят поиском идеального мира, где загорается звезда человека.


"Вечерний Красноярск",
1994.10.18.



Сайт управляется системой uCoz