" СВОЯ СРЕДИ ЧУЖИХ..."
|
В Татарском книжном издательстве
увидел свет сборник повестей и рассказов казанской писательницы и журналистки
Майи Валеевой, ныне живущей в США. В книгу "Люди и бультерьеры"
вошли лучшие произведения автора, написанные за последние пятнадцать лет.
Язык не поворачивается назвать Майю Валееву писателем-анималистом. Это сразу
ставит ощутимые рамки, за которые трудно выбраться. В первую очередь неподготовленному,
сбитому с толку читателю. Ведь анималист - это художник, изображающий животных.
Валеева же хоть и пишет о "братьях наших меньших", все-таки стремится
показать нам людей. И на первых же страницах сомневается: "Людей ли?"
Потому что их поведение, их поступки нередко заставляют вспомнить о диких
зверях.
На первый взгляд, мир Майи Валеевой прост. Это ощущение возникает из-за родства
сюжетов двух повестей, вошедших в книгу. В повести "Чужая" работник
зоопарка Эля случайно спасает жизнь волчонку, которого зоотехник хотел утопить
в ведре. "Он появился на свет случайно", - вторит сама себе Майя
Валеева в другой повести - про бультерьера Криса.
И Крис, и волчица - чужие среди людей, которые не понимают и не принимают
экзотическую "собаку-убийцу" и лесного зверя. Мотив "чужого"
становится центральным в обеих повестях, крепко сплетаясь с еще одним сквозным
мотивом - одиночества. Это чувство знакомо большинству героев произведений
Майи Валеевой.
Особое место в жизни и волчицы, и Криса занимает "маленький теплый человечек"
- ребенок хозяев. Судя по всему, образ чистой, еще не испорченной "здравым
смыслом" души - один из самых дорогих для автора. Он присутствует и в
рассказе "Андалузский бык", где "крошечный странный человечек"
из воспоминаний смягчает свирепого противника матадора, тем самым спасая от
гибели пятилетнего мальчика, выбежавшего на арену корриды. Это и "маленький
хозяин" Алеша из "Ошибки старика Кеутэгина", у которого дед,
опасаясь за жизнь мальчика, отнял чукотского пса- хаски Чауна. В том же ряду
и девочка Ася из раннего рассказа "Бедный кролик", которая теряет
любимое животное, ставшее разовым блюдом взрослых.
И до сих пор Майе Валеевой необходим этот маленький персонаж. В написанном
год назад рассказе "Сьерра Мадре" он появляется снова. Теперь это
"спотыкающийся человеческий детеныш" Тэдди, который в восемь лет
теряет своего верного пса Лукаса, потому что родители не пожелали лечить старую
собаку. Майе Валеевой необходима не просто чистая душа ребенка, а все вытекающие
из нее чувства. Это почти всегда упрямое неприятие того, что взрослые называют
"объективными обстоятельствами". Трудно объяснить ребенку, почему
кролика нужно обязательно съесть, быка - отдать на корриду, собаку, очевидно,
подхватившую бешенство, - пристрелить, а старого пса - "цивилизованно"
усыпить. Ребенок у Валеевой - это беззащитный защитник.
Немало общего и у тех, от кого исходит угроза. Деревенский мужик-алкоголик
Витек мало чем уступает вечно пьяному сторожу Валере по кличке Дюшес. Первый
ненавидит "новых русских", второй на дух не переносит "писак-журналюг",
и оба пытаются выместить свою слепую злобу на животных. Разница лишь в том,
что в повести "Чужая" Майя Валеева лишь намечает проблему ненависти,
которую блестяще раскроет в следующей повести - "Люди и бультерьеры".
Но и на этом сходство сюжетов не заканчивается. Спустя несколько лет люди,
едва не погубившие животное, пытаются заполучить его обратно, причем, естественно,
из корыстных побуждений. Выросшая и прирученная волчица нужна для дорогостоящей
охоты, так называемого "сафари по-русски", а бультерьер - для собачьих
боев, тоже не самого дешевого зрелища у "новых русских". Герои обеих
повестей проходят через потерю любимца, его обретение и - снова его теряют,
теперь уже навсегда. Но при всех сюжетных совпадениях это совершенно разные,
самостоятельные произведения. Они перекликаются, но перекличка эта больше
идет на уровне писательской манеры, своеобразия стиля и глубины проникновения
в проблему.
Манера же Валеевой - профессиональная, журналистская. Динамичное начало и
развитие действия, "эффект присутствия" - наиболее яркие ее черты.
Автор подбирает слова не для описания, а для создания картины в движении.
Вместе с тем книга, где все строится на художественных деталях, располагает
к неторопливому, вдумчивому чтению. Видимо, опасаясь, что читатель не догадается
о значении какой-то детали или просто не заметит ее, автор устами рассказчицы
объясняет некоторые из них. Особенно важны детали, формирующие центральные
мотивы. Например, уже процитированное "он появился на свет случайно"
несет в себе прямую ассоциацию: "случайно пришел, случайно ушел".
Закрывающиеся за человеком ворота как бы поглощают его. У Валеевой - это символ
смерти.
Не покидает ощущение, что книга автобиографична. Почти всегда повествование
ведется от первого лица. Рассказчица "Чужой" - выпускница биофака,
героиня повести "Люди и бультерьеры" - журналистка. Сама Майя Валеева
и журналист, и зоолог в одном лице. Читатель уже начинает ассоциировать героиню
с автором, как вдруг получает щелчок за свое любопытство: "Ты что, Элька,
спятила? Родители назвали меня Яной". Отстранение произошло, ассоциации
растаяли. И от этого одиночество героинь воспринимается еще острее.
Название "Чужая" говорит само за себя. Через каждые несколько страниц
повторяется это режущее что-то внутри слово. Эля чужая для меркантильного
мира, для своего зоопарка, который новый "рыночный" директор хочет
превратить в придаток криминального бизнеса. Волчица чужая среди собак, которые
по своей биологической программе мгновенно чувствуют в ней источник опасности,
врага. Зато она нужна лесу и своей "человеческой стае", малышу,
который ласково называет ее обезьянкой и "молчицей".
И здесь появляются еще две темы. Первая - извечная тема выбора, где, естественно,
побеждает природа: как говорится, сколько волка ни корми... Другая - уже упомянутая
тема человеческой жестокости: "Откуда столько ненависти? Немотивированной,
изначальной?" В повести "Чужая" на это нет ответа. Впрочем,
в следующей тоже. Но там забрезжит подобие выхода, света в конце тоннеля.
Откроется не причина, а более важное - противоядие. Оно - в эпиграфе к "Людям
и бультерьерам", взятом из Евангелия от Матфея: "Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас...".
Странно, но смысл этого призыва пронзительнее и доходчивее именно на фоне
жестокости и убийств. Правда, любителям легкой литературы типа "По прозвищу
Бультерьер" и "Бультерьер возвращается" лучше за эту книгу
не браться. Хотя... она написана для всех. Кто-то насладится в ней собачьими
боями, потрясающе запечатленными в мыслях профессионального убийцы по прозвищу
Мастер, или взрывом машины с депутатом Государственной Думы...
Люди и бультерьеры... Это не противопоставление. Персонажи криминального мира
тоже имеют клички, тоже перетянуты кожаными ремнями... Они похожи, как братья-близнецы.
И не только друг на друга, но и тех самых "собак-убийц" - бультерьеров,
к которым их так предательски влечет. Неудивительно, что своим резонером писательница
выбрала именно "братка", "что в гневе был страшнее всех его
питов и булей". И все-таки: "Звери...по-настоящему свободны. Они
не знают подлости, корысти, ненависти". И как только Бонус, он же Олег
Иванович, понимает эту истину, он тоже становится чуждым миру и таким же одиноким,
как и другие герои Майи Валеевой.
"Этот свет и это тепло не нуждались во мне, не звали меня - это была
чужая и чуждая жизнь, и я остро ощущала свою потерянность и одинокость",
- написала Майя Валеева год назад в своем эссе "Провинциальная Америка",
опубликованном в нашей газете. И в тот момент она была так же одинока и отчуждена
от мира, как и ее любимые герои.
Дмитрий
КОЛБАСИН.