"В искусстве быть не первым- это унизительно! "

 

 

-Диас Назихович, судя по названию, "Астральная любовь"- роман фантастический?
-Но он основан на реальных фактах моей жизни. В Червонограде, на Украине, живет моя первая любовь. Мы не виделись с ней 36 лет. А недавно я съездил в тот город, где ни разу не был, встретился с ней и услышал удивительную историю. Оказывается, 3 раза: в 1969, 1973 и 1977 годах - она и ее сослуживцы видели меня в Червонограде. Я был в разных местах, но всегда стоял у электрощитов, ничего не говорил, ни к кому не подходил, а просто смотрел на нее, и все…Мне даже показали те места, где видели меня. Это был мой астральный двойник. Вот об этой необычной истории я рассказал в "Астральной любви".
Жанр романа "Я" тоже можно назвать документальной фантастикой или фантастическим документализмом. Над ним я работал 35 лет. Роман о гении, отверженном обществом. Его события разворачиваются в разные эпохи: и в Древнем Риме, и во времена Французской революции, в наши дни, в будущем, наряду с реальными историческими лицами в нем действуют вымышленные персонажи.
- В одной из своих книг Вы привели интересную фразу Жана Кокто: "Художник - это обвиняемый по рождению, обвиняемый по призванию, обвиняемый по профессии"…
- Это так на самом деле. Наше общество делает все, чтобы человек не состоялся, чтобы не смог раскрыть свои таланты. Тукай умер в 27 лет, а проживи он до 70, кто знает, говорили бы сегодня о нем как о великом поэте?
Или Джалиль…Поэт с таким талантом и трагической, героической судьбой в любой другой стране стал бы национальным героем, которым бы гордились и взрослые, и дети. Его стихи знали бы наизусть. А у нас закрыли спектакль по моей пьесе "День Икс", который ставился в театре им. Качалова к 80- летию Джалиля. Придирки чиновников от культуры были примерно такие: "Почему немецкие солдаты ходят по сцене со свастикой?". Спектакль закрыли. Это было второе убийство Джалиля. Со дня закрытия спектакля прошло почти 15 лет, но боль и обида живут во мне до сих пор…
- Может быть, дело не только в нашем времени, ведь настоящий художник всегда , во все времена, бывал не понят и не оценен по достоинству своими современниками?
- В этом и есть трагедия писателя: высшие полеты твоей души оказываются никому не нужны…Часто случается так: сам пишешь- и сам же остаешься единственным читателем своих произведений. Свои "Философские записки" 60-х годов я не мог показать никому, кроме жены. Это было опасно, меня могли просто отправить на Черное озеро или в сумасшедший дом. Тогда не было никакой надежды, что когда- нибудь они будут опубликованы. Но и сегодня "Философские записки" 30-летней давности звучат очень современно, я буду стараться издать их, пусть в супердешевом варианте, в мягкой обложке и небольшим тиражом.
- В среде писателей есть такая шутка: автору надо самому составить и вычитать собрание своих сочинений, чтобы облегчить труд будущим исследователям его творчества…
- В этой шутке большая доля истины. Для меня пример - Николай Заболоцкий. Не задолго до смерти он сам подготовил сборник своих стихов, отобрав самое лучшее. Он правильно распорядился своим хозяйством. Писатель сам должен позаботиться о том, по каким произведениям его будут знать потомки…Надо облегчить работу будущим исследователям твоего творчества, - с улыбкой ответил Диас Назихович.
-И часто Вас посещают мысли о смерти?
- О ней надо думать всегда. Жизнь и есть подготовка к смерти. Особенно для писателя. Его настоящая жизнь начинается после смерти, если, конечно, писатель хороший…В искусстве надо быть либо одним из первых, либо вообще не быть. Быть не первым- это унизительно.

Ольга Иванычева


Сайт управляется системой uCoz