Владимир Иванов. Зуфар Галеев
Казань
На книжных прилавках появилась книга писателя Диаса Валеева "Третий человек,
или Небожитель".
Татарское книжное издательство, год издания 1994. 638 страниц плотного текста.
Перед нами многоаспектная, весьма оригинальная по теоретико-методологическим
идеям, богатая по содержанию книга. Уже сам жанр издания, Диас Валеев его
определил как роман-эссе, привлекает внимание.
О каком "третьем человеке" идет в книге речь? Кто такой Небожитель?
Третий человек. Небожитель - это фантазия или реальность? Как следует из всего
содержания многоаспектного историко-философского, художественно-социологического
труда Д. Валеева ответы на эти вопросы в наши дни на рубеже двух веков и тысячелетий
становятся остро злободневными, практически значимыми. Хотя эти вопросы могут
показаться абстрактными, "мудрыми", в книге речь идет о нашем бытии,
о главной философской теме: "человек и мир", "мир и человек".
Каким был человек в прошлом? Каким он стал? Почему низка духовность в наши
дни? Не только об этом на основе материалов естественных и гуманитарных наук
размышляет автор. Его, как и нас, волнует будущее человека. Как остановить
деградацию личности в условиях коррозии социальных институтов и связей, особенно
реально выраженную при квазирыночных отношениях?
Роман-эссе, освещая эти и другие сюжеты, с первой до последней страницы остается
"открытым" для читателя. Д. Валеев пишет: "Как автор я жду
дальнейшего сотворчества и содиалога с читателями. Народ философствует, мыслит,
и философия народа, я считаю, должна находить отражение в голосе художника
и мыслителя".
Кредо писателя здесь выражено определенно: мыслить! Надо сразу сказать: автору
это удалось. Хотя общественность знает о взглядах Д. Валеева по многочисленным
публикациям в печати (вспомним его статьи под рубрикой "Истина одного
человека" в газете "Республика Татарстан", вышедшие затем отдельной
книгой), новый труд Д. Валеева читается с неослабевающим интересом. Здесь
много нового, оригинального материала, синтезирующего достижения мировой гуманитарной
науки и аргументы теологии, богословия. При этом автор четко определяет приоритеты
диалектико-материалистического подхода к анализу социальной жизни, биосоциальной
природы человека, роль духовности, гуманитаризации в ней. "В отличие
от учения Порфирия Иванова, панрелигии "Розы мира" Даниила Андреева,
всехристианской церкви Сан Мюн Муна, попыток других проповедников, - пишет
Д. Валеев, - я строю свое учение о трехипостасном человеке, мироздании, Супер-боге,
или Боге для всех уже за пределами всех предшествующих мировых религий".
К этому автор идет, раскрывая гуманитарное значение мировых религий. Гуманитарный
подход и позволяет понять выделение автором микро, макро и мегачеловека. Эти
дефиниции автор раскрывает на историческом материале. Человека не надо идеализировать,
предупреждает он. Часто правит бал "микрочеловек", преследующий
свои эгоистические цели. Так было например, по мнению автора, и в 30-40 годы.
"Но вот Отечественная война 1941-1945 годов. Несмотря на то, что предыдущий
период был небывало трагическим для народа в целом... в дни тяжелейших испытаний
из него уходит все мелкое, незначительное, словно исчезает микросоставляющая
его духа, забота о себе, о собственном спасении. И, напротив, просыпается,
становится определяющей чертой макросоставляющая - массовый патриотизм, классовая
ненависть к врагу, любовь к отеческим ценностям и мегасоставляющая - желание
освободить мир, человечество от жуткой болезни. От фашизма". Следовательно,
троякая ипостась человека - микро, макро, мега - проявляется социально. В
этой связи Д. Валеев отмечает: "Собственно, бесконечными и до конца непроясненными
в своей сути являются основные объекты наблюдения, главные персонажи книги
- Человек и Бог. Но если бесконечен и непостижим человек и тем более бесконечен
Бог, то по идее не имеет конца и слово о них. Тем более, что я пытаюсь прописать
сюжет их бытия не в бытовом преходящем интерьере, увидеть их жизнь не в случайной
локальной ситуации, а в глобальном времени и на просторах глобального пространства".
Д. Валеев ставит все сюжеты на социально-историческую почву и рассуждает о
Человеке с уважением, зная его достоинства и изъяны. "Три варианта человеческой
судьбы, три кардинально разных по высоте уровня человеческой деятельности
в области художественного, научного, политического, философского, промышленно-экономического
творчества, смена ритмов в истории человечества, их непрерывная последовательная
пульсация, феномен сознания, рассматриваемый как свойство материи, учение
о Супербоге для всех - идеи, лежащие в основе концепции, пронизывающей книгу,
в общем-то чрезвычайно просты. Но чем проще основания, тем бесконечнее и безграничнее
область приложений, которые вырастают на этих основаниях в воображении".
Без преувеличения можно утверждать, что книга Д. Валеева представляет собой
пространство нравственных коллизий, страстей, мыслей доверительных, откровенных.
Она один из источников, благодейственных родников, утоляющих давно существующую
душевную жажду нашего человека в истине и красоте, особенно в условиях последних
лет перестройки. Весьма знакомыми и понятными, но где-то недосказанными и
забытыми представляются нам рассуждения о трехипостасном человеке. Это, на
наш взгляд, как бы проявляющиеся и исчезающие три зеркала. Макрочеловек узнает
себя в зеркале совершенного микрочеловека, микрочеловек есть отражение макрочеловека,
макрочеловек является частичным отражением мегачеловека и так до бесконечности.
Вся информация о человеке и его отношениях как бы сосредоточивается и упорядочивается
между тремя постоянно плавающими и сопрягающимися зеркалами. Трехзеркальная
структура, показавшая свою гибкость и жизненность в историческом плане, избирается
Д. Валеевым не случайно. Троичность, как система стабильности и устойчивости
явлений, принимается им всецело, и, на наш взгляд, вполне резонно. Народы
как троичная система; цивилизации во Вселенной и параллельных мирах как троичная
система; стрела движения мирового человека сквозь пространство и время истории
как троичная система. В том же плане учение о трехцивилизационных уровнях,
о трех уровнях культуры: аклассическом, классическом и суперклассическом.
Генеральный принцип бытия видится Д. Валееву в триадности или трехликом характере
деятельности человека во всех сферах труда и творчества.
Цель романа-эссе - поиски общего духовно-идейного знаменателя, объединяющего
людей, на наш взгляд, вполне достигается. Портретирование определенных типов
происходит, что и делает рациональными рассуждения автора о микро, макро,
мегачеловеке, или Небожителе. При этом мазки умеренные, точные, с применением
прямой и обратной перспективы, образы входят и исходят. Мы как бы входим в
книгу, а она в нас. Но нужно терпение, только тогда можно уяснить мысль автора:
путь к сердцу человека идет через его духовно-материальную культуру, благодаря
которой человек сам творит свою судьбу. Звезды не распоряжаются судьбой человека,
а только сопутствуют.
Из изложенного видно, с какой основательностью в книге освещен сюжет "человек
и мир". Но в книге много и других идей. Заслуживают внимания, например,
размышления автора о волнообразном движении в человеческой истории, о прогрессе
и регрессе, об эволюции в истории и природе. Все эти идеи могли бы стать предметом
специального анализа, но мы коснулись лишь основной темы романа-эссе. Не претендуя
на исчерпывающую оценку, в целом можно утверждать, что книга Д. Валеева -
это результат творчества, это явление таланта, это труд, создающий эффект
его ощутимого присутствия в мире.
"Татарстан ",1995, №9-10.