"Человечество
должно помнить о золотом сечении!"
|
"Рожденный
в макромире, спеленутый
инстинктами, человек разворачивает свои
силы в макромире, и уже не подростком,
а духовно взрослым входит в мегамир,
где перед ним открываются бесконечные
возможности дальнейшего
совершенствования… Мы находимся
сейчас у входа в эту взрослую жизнь
человека, пока во многом еще для нас
непредставимую, но фантастически
любопытную. И об этом я говорю
теперь, когда кажется, исчерпаны все
силы, когда на наших глазах гибнут
народы и государства, когда вроде бы
нет уже веры ни во что".
Диас Валеев
"Истина одного человека,
или Путь к Сверхбогу"
На мой взгляд, он прежде
всего драматург. Поэтому в его биографии много "жеста", порой эпатирующего.
В советское время Диас Валеев воинственно "сражался" за спектакли
по своим пьесам (запрещали, порой, накануне премьеры!), в конце 80-х- начале
90-х его можно было увидеть на митингах в толпе, а то и во главе толпы- он
выдвинул свою кандидатуру на выборы в народные депутаты. Его многочисленная
публицистика тоже, несомненно, экшн. Потом Димас Валеев шокировал многих,
объявив себя Пророком. Свою книгу "Истина одного человека, или Путь к
Сверхбогу" он закопал для потомков где-то в районе Казанского Кремля.
Но это специфика личности, а вот по внутреннему призванию он, несомненно,
философ. И это крест, определяющий линию жизни. Геолог по первому образованию,
литератор по второму, он еще в начале атеистических, диалектически- материалистических
60-х задумал метафизический по сути роман и работал над ним без всякой надежды
на то, что его можно не то что опубликовать, но и просто кому- либо показать.
Тогда же началась работа над большим философским трудом. Только в 90-х годах
роман "Я" увидел свет, а в этом году в Татарском книжном издательстве
вышел двухтомник философских эссе Диаса Валеева "Уверенность в невидимом".
Его новая книга - ансамбль тем: здесь нашлось место и археологии, и космологии,
и религиоведению.
- Диас Назихович, Ваш двухтомник, насколько я понимаю, результат работы едва
ли не 40 лет. Все началось в 60-е годы. Сейчас мы спокойно, порой даже без
особого пиетета рассуждаем о Боге. На магазинных полках - масса мистической,
религиозной, в том числе и лжерелигиозной литературы. Но как Вам "открывались"
знания в ту слепую эпоху?
- Бог его знает, откуда художник черпает свои мысли, образы…Я вообще из тех
людей, которые, похоже, не вписываются ни в одну эпоху. А что касается слепоты:
"Стучите, и вам откроется…". И в те времена при желании можно было
прочитать и Коран, и Библию. Когда в 65-м я начал работать в "Комсомольце
Татарии", над нами была библиотека "Советской Татарии", которая
формировалась еще в 20-е- 30-е годы, вероятно, из реквизированных книг. Там
был и Ницше, и Шопенгауэр…Правда, свой интерес, свои мысли приходилось прятать…
-Жить в маске?
- Нет, просто я никого не посвящал в свои замыслы. О моих записях знала лишь
жена. И вот только сейчас их результат увидели все.
- Не совсем корректно спрашивать у писателя, о чем его роман. И все же хотелось
бы услышать именно Вашу интерпретацию идеи романа, одно название которого
"Я" кое- кого просто шокирует…
- Лет 50 назад французский писатель и поэт Жан Кокто сказал: "Поэт, в
принципе, оппозиционер. Его личность представляет своего рода тюрьму, откуда
сбегают произведения, за которыми общество посылает полицию и собак, исключая
те случаи, когда их необычную походку по наивности принимают за походку пьяницы
или клоуна. Он- обвиняемый от рождения, обвиняемый по профессии, по службе".
Так вот, как мне кажется, мой роман о судьбе такого человека- поэта, художника.
О вечной трагедии неординарного, не вписывающегося в толпу человека с "расширенным"
сознанием, по моей личной терминологии- "мегачеловека". Он- всегда
преступник, всегда преступает законы, которыми живет общество, а потому с
неизбежностью наказывается толпой…А, может быть, роман о чем-то другом. Я
не хочу навязывать.Пусть каждый увидит в нем то, что ему ближе…
- Диас Назихович, Вы говорите о "толпе", но было время, Вы хотели
даже стать народным избранником…
- Конец 80-х- начало 90-х - это было интересное время! Я действительно ходил
на все митинги. Я прожил жизнь при молчащем народе, а тут Он заговорил на
собраниях, площадях. Заговорил в мегафоны! Разумеется, мне все это было любопытно.
Но постепенно пришло разочарование. Оказалось, что народу нечего сказать.
Его основные цели в жизни- растительное, стабильное существование при любом
режиме. Возможно, это звучит обидно для многих, но, к сожалению, это правда.
И к тому же, я не считаю, что народ выиграл в результате навязанных преобразований.
Я до сих пор считаю, что прежний общественный строй был более человечным.
Более того, если мы будем продолжать движение в том же направлении, то нас
ждут новые социальные катастрофы. Так же как и Америку, потому что есть некие
универсальные законы, которые никому не дано преступать безнаказанно.
- Что Вы имеете в виду?
-В своем новом двухтомнике я напоминаю об эффекте "золотого сечения".
Существует пропорция гармонического существования любой системы. Это числа
Фибоначчи: 1,2,3,5,8,13 и т.д. Каждая последующая цифра складывается из сумм
двух предыдущих, составляющих в процентном соотношении: меньшее- 38%, а большее-
62%. Если взять фигуру пропорционально сложенного человека, то от пупка до
затылка и от пупка до пят - та же золотая пропорция. Вершины архитектуры созданы
на основе этого "золотого сечения". Сегодня в общественном устройстве
России эта пропорция нарушена. Так же, впрочем, как и в Америке. Так же, как
в свое время в СССР. А политикам стоило бы руководствоваться этим принципом.
Вот, к примеру, нормальный устойчивый капитализм это- 38% государственной
собственности, и 63% - частной. Стабильный социализм соответственно 38% частной
инициативы, и 62% государственной собственности, общественных интересов и
т.п. Собственно, в мире никогда не было нормального социализма и нормального
капитализма. Всегда нарушалась золотая пропорция. Разве что модель Швеции.
Мы же в России движемся по американскому пути и отдаем все на откуп частному
капиталу, а следовательно, частному интересу, "золотому тельцу",
забывая человеческий фактор, необходимость социальной ответственности более
сильных, более активных членов общества перед слабыми, незащищенными…
-А что предпочтительнее для Вас: "нормальный" капитализм или "нормальный"
социализм?
- Для меня, безусловно, социализм как строй, более ориентированный на человека,
более гуманистический…
- Ваши прогнозы?
- Снова возвращаясь к своей книге, скажу, что там развивается идея ритмической
пульсации, которой отмечена вся история человечества. Две волны сменяют одна
другую: символическая и реалистическая. Эта закономерность прослеживается
с зарождения человеческой цивилизации.
- И сейчас мы пребываем…
- В символическом периоде. Он характеризуется собиранием человечества в единое
целое. К сожалению, реальный исторический процесс - это процесс объективный
и жестокий. Как бы нам ни хотелось верить в торжество любви, разума, пока
человечеству доступны только насильственные "гармонии". И объединение
человечества идет достаточно жестким образом: в советские времена на основе
коммунистического принципа коллективизма, но , разумеется, под жестким контролем.
Эта попытка провалилась. Сейчас человечество снова объединяется, но на принципах
глобализма: безмолвная, подчиненная, иногда подкупленная, закормленная толпа
и управляющая ею элита в несколько человек.
- Мрачно…
- Но у нас же и разговор о вещах не шуточных!
- Но дайте хоть какую-то надежду! В чем спасение?
- Только в самом человеке. В каждом из нас- три составляющие. В каждом из
нас живет микрочеловек, думающий только о выживании, полностью подчиненный
инстинктам; макрочеловек, питающийся и в то же время ограниченный национально-
классовым эгоизмом; и, наконец, еще спеленутый, практически не родившийся,
не проявивший себя мегачеловек, вырвавшийся из оков узкой корысти и собственного
"эго", человек мира, человек вселенной, несущий в мир свет и любовь
и способный противостоять силам разрушения и зла… Я думаю, у человечества
нет иного выхода, как развивать в себе эту третью, высшую ипостась, иначе
мы просто не выживем.
- Так все-таки Вы- оптимист?
-Сиюминутность, к примеру, вот хотя бы та грязь за окном, бомжи, до которых
никому нет дела, ввергают меня в глубокий пессимизм, но если понять, что нынешняя
символическая эпоха, тоталитарная по сути, сжимающая человечество в жесткие
тиски, когда- то с неизбежностью канет… "И это пройдет"- как было
написано на знаменитом перстне царя Соломона. Я верю в ренессанс…
- Публикация книг, которая раньше в принципе была невозможна, тоже источник
оптимизма?
- В каком-то смысле. Я благодарен властям, а в частности, президенту Минтимеру
Шаймиеву, премьеру Рустаму Минниханову, бывшему вице- премьеру Ильгизу Хайруллину,
бывшему первому секретарю обкома партии Усманову за проявленное понимание.
Именно благодаря их поддержке, книги увидели свет. Но в то же время, это только
малая часть из того, что хотелось бы опубликовать. И опубликовать еще при
жизни, так как каждая публикация требует авторской редакции и правок. И если
уж говорить откровенно, мне бывает очень обидно, когда я слышу о зарплатах
наших хоккеистов…Одной месячной зарплаты хватило бы на публикацию одного тома.
Но сегодня иные приоритеты.
- Но, Диас Назихович, отношения власти и художника всегда были непростыми.
Какой резон власти поддерживать художника, ведь очень часто он находится к
ней в оппозиции?
- Резон очень простой: проходит время, все исчезает, но остаются творения
художников, философов, музыкантов, и как ни странно, именно с именами их авторов
ассоциируют имена правителей, при которых создавались шедевры. И какого- нибудь
Папу мы помним только потому, что при нем творил Микеланджело или Леонардо
да Винчи. Все преходяще, но властитель должен что-то делать для вечности.
- Время Шаймиева вспомнят…
- Я думаю, по мечети Кул Шариф, отреставрированному Благовещенскому Собору,
зданию консерватории…ну и книгам, изданным в это время.
- А Вам не кажется, Диас Назихович, что времена меняются. Современный человек
все меньше ориентируется на вершины культуры, довольствуясь суррогатами. Философия
постмодерна вообще попыталась устранить любые авторитеты.
- Не верю в принципиальную возможность устранения авторитетов. Человеку нужны
ориентиры.
- У современной России остались духовные авторитеты?
- Разумеется.
- Кто для Вас авторитет?
- Сейчас действительно произошло тотальное развенчание авторитетов. Но новые
времена должны родить и новые авторитеты. Мы, писатели, журналисты, должны
"поднимать" новые имена. Сейчас, например, я пытаюсь привлечь внимание
хотя бы русской нации к удивительному поэту Юрию Макарову. Один сборник его
стихов издан. Я нашел спонсоров, они дали деньги на издание еще двух сборников.
- Какие качества его личности позволяют Вам говорить о нем как о духовном
авторитете?
- Удивительная человеческая чистота, подлинность. Полное отсутствие агрессивности
как к людям, так и к внешнему миру. Всепрощение, культ Красоты…Но, к сожалению,
меня никто не услышал. Издав первый сборник стихов Юрия Макарова, я разослал
его русским поэтам, в частности, в якобы патриотическую газету "Советская
Россия". Мне казалось, что публикация стихов могла бы стать глотком чистого
воздуха для нации, но в ответ получил только молчание. Грустно. В то же время
по телевидению, в газетах- сплошная пошлость, развращающая народ. Полное размывание
нравственных ориентиров.
- Но, говорят: "свобода слова"!
- Свобода слова- несомненное достижение нового времени, но свобода- это не
беспредел…
- Вы предлагаете снова ввести цензуру?
- Если ее будет осуществлять авторитетный, действительно нравственный человек-
почему нет? В начале этого века в Казани, например, цензором был профессор
Катанов- высокообразованнейший человек, известный во всем мире ученый. Вот
такие цензоры не помешали бы. Культура- это, чтобы не говорили, система запретов.
А сейчас, к сожалению, мы наблюдаем полное одичание общества.
Елена Денисова, журнал "Лидер"